" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Сергей Куницын: «Севастополь может стать черноморским экономическим тигром» Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
ГО "БМФ Реабілітації
Статут ГО "БМФ Реаб
 


Погода
Погода!


48008081 Відвідувачів
Укрінформ
Урядовий портал
Боевое Братство
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Міністерство оборони
Орденские планки – ветеранам
Сергей Куницын: «Севастополь может стать черноморским экономическим тигром» Надрукувати Надіслати електронною поштою
 В конце прошлого года президент Украины подписал указ «О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию города Севастополя», вступивший в силу уже в этом году – после опубликования. В стране интерес к этому документу оказался вялым – сказалось совпадение во времени с газовым кризисом. А вот в Москве отреагировали мгновенно и достаточно жестко. Первый замминистра иностранных дел РФ Андрей Денисов заявил, что издание указа – «это линия психологического давления на РФ, которая прослеживается в течение всего 2008 года, линия выдавливания нашего Черноморского флота из Севастополя».
Что же вызвало такую нервную реакцию российского МИДа? Документ с безобидным названием содержит поручение создаваемой рабочей группе в двухмесячный срок разработать законопроекты о трансграничном сотрудничестве в Причерноморском регионе (в том числе – по реализации экологических проектов), привлечении инвестиций для развития в Севастополе энергетического машиностроения, судостроения, транспортного комплекса, пищевой промышленности и жилищного строительства. В этой связи ставится задача подготовить предложения по использованию после 2017 года инфраструктуры Севастопольской бухты в невоенных целях, перепрофилированию и модернизации портовой инфраструктуры.
Сам по себе указ, конечно же, мало что означает в решении клубка проблем под кодовым названием «проблема 2017». Однако это первый шаг или первая попытка власти Украины приступить к ее разрешению, не дожидаясь клевка жаренной птицы. И речь идет не просто о наработке рекомендаций, а о разработке законопроекта, который позволит создать в Севастополе особый экономический режим для решения нестандартных социально-экономических задач в специфических политических условиях с присутствием военного фактора. Неподъемно? Глава Севастопольской городской госадминистрации Сергей Куницын считает, что все как раз реально.
— Сергей Владимирович, я понимаю, что проекта еще нет – ни закона, ни собственно того, что в городе предлагается создать. Я видела концепцию. Она красивая и захватывающая, особенно верой в то, что в коррумпированной, в том числе и в политической плоскости, Украине, в условиях нежелания России уходить из Севастополя возможно создание эдакого Острова экономической свободы. Вы уже можете сказать, какая модель будет у этого проекта?
— Над проектом работает та же команда, которая разрабатывала проект СЭЗ «Сиваш». У нас есть опыт и твердая уверенность в том, что нам надлежит делать. И есть твердое понимание, что с учетом экономического кризиса и других сложностей денег у государства на решение проблемы Севастополя нет, и просить их не стоит. Поэтому мы просим права. Почему мы не сузились до уровня СЭЗ? Потому, что знаем, что там все не так просто. К тому же, загоняя себя в рамки СЭЗ, мы сужаем поле для манев¬ра. Для Севастополя нужен нестандартный ход. Я не могу рассуждать по принципу – уйдет Черноморский флот в 2017 году или нет, а что если так, а если эдак. По большому счету – это не моего ума дело. Но я, как глава города, уже сегодня должен видеть тенденцию: идет сокращение военного контингента, сокращение людей, на улицу выбрасываются профессионально подготовленные и опытные специалисты, остаются без зарплат семьи. И если сегодня не принять неординарные меры, Севастополь, с его конфликтогенными составляющими, через несколько лет может превратиться в город хулиганов и биндюжников, к тому же умеющих воевать. И это при том, что все козырные карты для успешного развития города – налицо. Это порты и аэропорты, незамерзающие бухты, богатая история, туристические центры и т.д.
Перед Украиной, которая нашла формулу решения проблемы по статусу автономии, по Совету представителей крымскотатарского народа, сегодня стоит задача точно так же найти и формулу решения севастопольской проблемы. Мы хотим получить этот статус специального экономического режима именно для того, чтобы из региона конфликтогенного Севастополь стал регионом инвестиционно привлекательным и экономически успешным.
— Что на сегодняшний день просчитано, какие проекты уже видятся реальными, какие определены приоритеты? Севастополь – это промышленно-торговый порт, туристический центр, торговый перекресток?
— После публикации указа пре¬зидента создана рабочая группа Куницын—Турчинов, уже есть персональный состав. В нее вошли 15 заместителей министров, приглашены народные депутаты, есть научная группа во главе с Андреем Клименко. Идет серьезная наработка концепции проекта, его технико-экономического обоснования, работа над законопроектом. Делается анализ десятков инвестиционных проектов, ведется совместная работа с институтами, вузами, директорами предприятий, переговоры с потенциальными инвесторами.
Суть в следующем – государство должно делегировать для этого проекта специальные экономполномочия, в том числе — через предоставление льгот для бизнеса под создание новых рабочих мест, создание новых предприятий и подъем уже существующих.
Надо понимать, что сегодня представляет собой Севастополь. Это давно уже не промышленный город. У нас на 400 тысяч населения около 100 тысяч – пенсионеры, и треть из них – военные. При этом самое крупное предприятие – по численности работников – это водоканал. Да, представьте себе. Там работает 1776 человек. А 50 процентов севастопольцев работает в торговле и сфере услуг. В промышленности – всего двенадцать, в бюджетной сфере – пятнадцать процентов. Бюджет не самодостаточен, 200 миллионов мы получаем как компенсацию за базирование флота.
Мы не знаем, как будет называться проект. И сегодня я бы не торопился с определением модели. Это будет специальная экономическая зона или технопарк, или международный экономический проект. Принципиально на сегодня одно: найти верную формулу, чтобы устра¬нить социальные и политические угрозы и вывести город в стадию устойчивого развития. В идеале, если хотите, сделать из Севастополя черноморского экономического тигра.
— Каким образом проект будет закрепляться законодательно? У Севастополя есть статус, но нет закона о городе с особым статусом. И это уже вопрос политических игр и баталий в парламенте.
— Считаю, что через Закон «О статусе Севастополя» этот вопрос решать не стоит – сломаем зубы и не только. Предыдущие законы, принятые парламентом, трижды ветировались президентом Кучмой и дважды – президентом Ющенко. И перспектив принятия такого закона сегодня нет. Да, по большому счету, сейчас и потребности не вижу. Да, структура власти в городе не выстроена, но она работает. И государство через администрацию может осуществлять свой контроль.
Для реализации проекта необходима управляющая компания. Она может быть государственной, как это было в «Сиваше», может быть с долей частного капитала. Это уже как определит президент, парламент и Кабинет министров.
Я склоняюсь к тому, что если будет приниматься специальный закон, следует параллельно выйти на то, чтобы был международный проект. Если хотите – на основе межгосударственного договора. С участием Украины, России, США, причерноморских государств – всех, кто увидит в этом интерес. Свой и общий. Таким образом, кроме государственных гарантий, были бы еще и международные обязательства. Тогда ни у кого бы не возникло соблазна, как это было с зоной «Сиваш» — дать на год налоговые льготы, а потом забрать, а потом снова – вернуть.
— Есть ли прецеденты реализации таких международных проектов в мире?
Аналогов я не знаю. Но, повторяю, неординарная ситуация в Севастополе требует таких же неординарных решений. Мне лично нравится пример Сингапура. Там, после того как стали уходить британцы, сложилась непростая ситуация. Приходилось импортировать даже воду, и межнациональные отношения были обострены. Но правительство Ли Куан Ю придумало своего рода СЭЗ, сделав ставку на привлечение иностранных инвесторов, транснациональные корпорации, и очень быстро эта страна третьего мира шагнула в первый. И теперь Сингапур процветающее государство, где толерантность введена в разряд государственной политики и где с благодарностью вспоминают британское присутствие.
— Да, пожалуй, уровень коррупции полвека назад там был приблизительно такой же, как у нас сейчас. С его жесткого искоренения и начали. Кстати, смертная казнь за тяжкие преступления у них до сих пор сохранилась. Но пробовали ли вы продвигать идею международного проекта, допустим, на уровне дипломатов иностранных государств?
— У меня было достаточно контактов. После событий на Кавказе к нам многие послы приезжали: около 20 дипломатов, послы стран ЕС, аналитики, в том числе Фонда Маршалла. Севастополь, как все опасаются, следующий на очереди в плане возникновения горячей точки. Все восприняли нашу идею что называется на ура. Говорят, ничего подобного до сих пор в Украине не слышали. Были уже реальные предложения о сотрудничестве. Фонд, к примеру, готов предоставить свои площадки в Брюсселе, Берлине для продвижении этой суперидеи, как было сказано. Я думаю, сегодня весь мир должен быть заинтересован в том, чтобы Севастополь не стал горячей точкой. Особенно, когда после Кавказа полыхнуло на Ближнем Востоке…
— Западным дипломатам идея понравилась. А что говорят россияне? У вас есть давние связи и партнеры. Допустим, губернатор Громов, которого прочат в послы в Украине….
…Разумные люди все понимают правильно. О неразумных не стоит и говорить. Месяц назад у нас был председатель Московской думы Платонов, и я поделился своими мыслями. Как мне показалось, он воспринял их с интересом. Но сегодня еще важно, чтобы люди поддержали идею. Мы провели опрос в городе, и 70 процентов севастопольцев ее поддержали...
— А ваши оппоненты тоже провели опрос и заявили, что 43 процента севастопольцев не поддерживают указ, а остальные то ли затрудняются, то ли ничего о нем не слышали.
— Тут приходили нас пикетировать витренковцы и коммунисты, протестуя против того, что Ющенко и Куницын Черноморский флот из Севастополя «выталкивают», требовали отмены указа. Потом выяснилось, что никто из них его не читал. А затем пришли и говорят – дайте почитать. Конечно, надо говорить с людьми, надо разъяснять. Сегодня, в условиях кризиса и начавшихся увольнений, людям кажется, что калитка одна — в хаос. А мы хотим показать, что есть и другой путь.
— Что говорят инвесторы? Не застройщики-девелоперы, настроенные на кусочки прибрежных территорий, а системный бизнес, который будет вкладывать в производство, в крупные проекты.
— Мы ставим перед собой две задачи. Первая. Задействовать работающие предприятия – порты, виноделие, и.т.д. и вторая: подтянуть в первую очередь отечественный и иностранный бизнес для реализации инновационных проектов. К примеру, сейчас, особенно на фоне газовых войн, актуальными становятся поиски альтернативных источников энергии. И таковым может стать сероводород, которого, как вы знаете, в Черном море немерено. Есть у нас и такой проект, но я сегодня не хотел бы светить все идеи.
Я разговаривал с представителями самого крупного украинского бизнеса. Всем интересно. Но все ждут, в каком виде будет принят закон. Как проекты пройдут через парламент.
— Но все эти самые крупные у нас весьма ощутимо влияют на то, что принимается парламентом.
— Естественно, поэтому мы рассчитываем на совпадение интереса государства и бизнеса в этом проекте. И политические противоречия должны отойти на задний план. Знаете, для меня было знаковым, когда уже через два дня после указа президента вице-премьер А.Турчинов прислал в секретариат предложения о включении в рабочую группу 15 замминистров. То есть конкретные люди получили конкретные поручения для разработки проектов. Впрочем, мало кто знает, что зону «Сиваш» мы придумали вместе с Турчиновым…
— То есть?!
— Да, «Сиваш» придумали четыре человека – Куницын, Клименко, Неруш и Турчинов. Он тогда был директором института и советником Валерия Пустовойтенко, но затем наши пути разошлись. А теперь жизнь вот так снова повернулась. Но я хочу, чтобы все знали: мы открыты для предложений и совместной работы. Может быть, сейчас для элиты Украины это самый интересный момент – севастопольский проект. Это возможность для реализации самых смелых проектов и идей.
* * *
Надо сказать, что идея создания специальной или свободной экономической зоны «варится» в Севастополе с 1992 года. Поэтому не удивительно, что сторонников у идеи в городе немало. Даже среди политических оппонентов. Народный депутат Украины, лидер севастопольских регионалов Вадим Колесниченко сообщил «ЗН», что принял предложение войти в рабочую группу по разработке проекта. Но с двумя условиями: «Это должно в корне отличаться от точечной модели СЭЗ «Сиваш» и проект должен работать на всей территории Севастополя. И на законодательном уровне приниматься не через закон «О статусе Севастополя». У них совершенно разные задачи».
У идеолога «Севастопольского проекта» Андрея Клименко взгляд на концепцию экономической зоны гораздо шире: «После кавказской войны ситуация вокруг Севастополя осложнилась. Пошел поток катастрофических прогнозов и сценариев. И если не изменить этот тренд, мы будем обречены на то, чтобы вместо работы по развитию города убеждать инвесторов в том, что у нас не все так страшно, как пишут СМИ». А. Клименко предлагает, по сути, интернационализировать проблему. И сам город. Он должен сменить имидж военного форпоста и стать гуманитарным и научным центром Черноморья с представительством международных организаций. Город открытой экономики как альтернатива потенциальной «горячей точке» должен привлечь к участию в проектах и страны-соседи, и бизнес, и носителей нестандартных идей, прежде всего – из отечественного третьего сектора.
Однако разработчики проекта и их политические кураторы должны помнить, что идея не будет воплощена, если не удастся обеспечить высокий уровень доверия – как со стороны инвесторов, так и со сторо¬ны севастопольцев. Для этого необходима полная прозрачность и отсутствие возможности выстраивания коррупционных схем. И прав здесь Вадим Колесниченко – это в корне должно отличаться от печального опыта украинских СЭЗ и ТПР. Иначе под зонтиком решения проблемы национальной безопасности расцветет офшорка для избранных. В этом случае, конечно, международный проект стал бы гарантией от попыток «приватизации» проекта отдельно взятыми деятелями страны, дающими «добро» на заход в Севастопольскую бухту.
Второй момент. Война не на жизнь, а на политическую смерть между госадминистрацией и городским Советом должна быть прекращена. На сегодня позиции враждующих подошли к расстоянию ближнего боя. В горсовете созрел раскол в рядах регионалов, и в том руководство горсовета винит главу администрации. Его оппонентам удалось добиться создания Временной следственной комиссии ВР Украины, по отчету которой ВР Украины рекомендовала президенту выполнить решение Севастопольского горсовета о выражении недоверия председателю СГГА С.Куницыну. За это решение проголосовали 374 народных депутата! И никого не смутило, что решение горсовета, на котором рекомендация базируется, отменено судом. Но не только поэтому, думается, президент оставит рекомендацию без внимания. В общем, самое время остановиться.
Валентина САМАР (Крым),
Зеркало Недели
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.