" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Всемирная история "дедовщины" Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
ГО "БМФ Реабілітації
Статут ГО "БМФ Реаб
 


Погода
Погода!


45942874 Відвідувачів
Укрінформ
Міністерство оборони
Урядовий портал
Боевое Братство
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Орденские планки – ветеранам
Всемирная история "дедовщины" Надрукувати Надіслати електронною поштою
В современных вооруженных силах на тему зарождения «дедовщины» бытует несколько легенд. Одни возводят ее к моменту окончания Великой Отечественной войны, когда в армию пришло пополнение «не нюхавших пороху» новобранцев, сразу же столкнувшихся с отвыкшими от дисциплины героями сражений.
Кто-то событием, положившим начало «дедовщине», считает амнистию 50-х годов, когда ряды вооруженных сил пополнились многочисленным уголовным элементом с соответствующими традициями и привычками.
Другие же полагают, что обычай третирования младших старшими возник после того, как в конце 60-х срок службы в армии сократился с трех до двух лет, и последние «трехлетники» впервые выместили всю свою обиду на молодом пополнении.
Но действительно ли «дедовщину» можно считать нашим, советским изобретением? И что это такое с точки зрения науки?
Социолог Д.В. Клепиков в работе «Дедовщина как социальный институт» пишет: «Возникающие отношения старшинства объективно нуждаются в регулировании, а формальная военная организация не обладает необходимыми для этого возможностями. Спонтанно возникает неформальная организация, которая регулирует социальное взаимодействие членов коллектива неформальными нормами. Закрепленный опыт транслируется от призыва к призыву через традиции, обычаи и ритуалы, образующие субкультуру коллектива».
Изучавшие это явления социологи и психологи отмечают, что «на бытовом уровне» проявления «дедовщины» могут быть самыми разнообразными: от шуточного соблюдения определенных ритуалов, наподобие «посвящения» или «прописки» до оскорбления человеческого достоинства и членовредительства.
Условиями же для ее возникновения как правило служат «закрытая организация» и наличие нескольких поколений, различающихся по возрасту и накопленному социальному опыту.
И таких примеров история насчитывает немало.
АНТИЧНЫЙ ПРИЗЫВ
Первый документально зафиксированный и досконально исследованный опыт создания регулярной армии на основе воинского призыва принадлежит древним грекам. Речь идет об институте эфебии. С некоторыми отличиями он существовал в большинстве греческих государств и просто поразительно напоминающий советскую армию.
По достижению восемнадцатилетия греческий юноша «получал повестку» — его имя заносилось в «списки эфебов», высекавшихся на каменных столбах. После чего призывник перед народным собранием давал гражданскую и военную присягу и на два года «попадал в сапоги», а точнее, в плащ и шляпу, отличительную форму эфебов.
В течение первогр года службы молодые люди учились владеть оружием, усиленно занимались спортом, закаляя тело и укрепляя дух. Второй год обучения был посвящен более специальным воинским дисциплинам: они обходили границы с целью их охраны, выступали в походы для ознакомления с полевой службой, учились строить и штурмовать крепости. Только пройдя через все тяготы службы в эфебии молодой человек становился полноправным гражданином античного полиса.
Руководили эфебами «отцы-командиры», преподававшие основы воинского искусства, следившие за дисциплиной и нравственностью молодых людей.
Впрочем, за исключением Спарты, особо высоких требований к дисциплине в эфебии не предъявлялось. После окончания обязательных занятий молодежь была предоставлена сама себе, и многие уходили ночевать в родные семьи. Так что классических проявлений дедовщины, в виде отбирания продуктовых посылок из дома и пришивания подворотничков старослужащим воинам история не сохранила. Но, тем не менее, именно античная Греция показала первый пример «неуставных взаимоотношений» в армии. Имеются ввиду сексуальные контакты как между самими юношами, так и между эфебами и воспитателями.
Происхождение последних историки и психоло ги стыдливо возводят к более древним обрядам инициации, когда взрослые члены племени при помощи не всегда целомудренных обрядов посвящали мальчиков во взрослых мужчин.
А что касается «личных контактов» между самими юношами, то в этом греки и вовсе не видели ничего зазорного. Напротив, они были твердо уверены, что суровая мужская дружба, как следует подкрепленная любовью, даст прекрасные примеры отваги и взаимовыручки на поле боя, и предлагали молодому поколению образцы для подражания: Геракл и Ио-лай, Ахилл и Патрокл.
Официальная мораль не всегда относилась к однополой любви так же терпимо, как и в Древней Греции. Однако полностью искоренить факты подобных отношений в армии за два с половиной тысячелетия так и не удалось.
ПРЕКРАСНЫЕ ПАЖИ И ОТВАЖНЫЕ ОРУЖЕНОСЦЫ
Говорить о «дедовщине» как таковой в средние века достаточно сложно. Хотя бы потому, что в описываемый период не существовало регулярной армии. Вместо нее имелось военное сословие, к которому принадлежали все светские феодалы. И которое отличалось жесткой социальной структурированностью. В средние века человек, занимающий определенную ступеньку социальной лестницы должен был приложить колоссальные усилия для того, чтобы подняться верх хотя бы на один шаг.
Получить рыцарское звание, золотую цепь и шпоры, а также все прилагающиеся к этому привилегии, мог только потомственный дворянин достигший 21-летнего возраста. Если соответствующий этим требованиям молодой человек являлся единственным наследником благородной феодальной фамилии, то проблем с посвящением в рыцари, как правило, не возникало. А вот если он оказывался одним из младших братьев, то путь к заветной цели был довольно тернист, и к тому же не всегда оканчивался результативно.
Рыцарское звание требовалось заслужить. Для этого мальчики благородного звания в возрасте семи лет поступали на службу к дворянину на должность пажа. Считалось, что в этом качестве будущий рыцарь приобретет начальные духовные и воинские качества. Но обычно все обучение маленького пажа сводилось к мелким служебным обязанностям: чистить коней и оружие, прислуживать за столом и в спальне феодала.
Зато в 14 лет подросток переходил на следующую ступень — становился оруженосцем. Обязанности оруженосцев были более многочисленными и различались в зависимости от положения в замке: они могли быть приставлены в качестве слуги самого господина или его супруги, к конюшне, к столу или еще к какому-нибудь «ответственному посту». Считалось, что выполняя роль замковой прислуги, молодой человек учится смирять гордыню, набирается необходимого жизненного опыта и светского лоска. Однако в действительности перейти в рыцарское звание имели шанс только оруженосцы, состоявшие при самом рыцаре и сопровождавшие его в походах и турнирах. Причем, когда это произойдет и произойдет ли вообще, зависело исключительно от желания самого господина.
А сами эти господа в реальной жизни были весьма далеки от романтического образа «прекрасного рыцаря на белом коне». Белые кони, вполне возможно, у них и были, но вот что касается всего остального...
Начнем с того, что правящий класс вплоть до эпохи Возрождения практически поголовно был неграмотным. А бытовые условия знати отличались от жизни простолюдинов разве что габаритами. Периоды между религиозными постами приходилось заполнять охотой, различными воинскими состязаниями и последующими пирушками. Ничего не скажешь: достойные условия для воспитания подрастающего поколения.
Не удивительно, что молодые пажи и оруженосцы часто становились объектом весьма сомнительных шуток и розыгрышей. И в этом плане овеянный многочисленными романтическими легендами обряд посвящения в рыцари может предстать совсем в ином виде.
Главному событию в жизни оруженосца предшествовал долгий пост, иногда продолжавшийся несколько недель. Ночь перед посвящением он должен был провести в часовне в ночном бдении над оружием. Голодный молодой человек, со всеми его средневековыми суевериями, должен был провести ночь в глухом темном помещении, к тому же нередко рядом с усыпальницей. На следующий день после ряда долгих и утомительных процедур бедняга, наконец-то, облачался в рыцарские доспехи около 30 кг весом, после чего без помощи стремян должен был «взлететь» на коня и до самого вечера оставаясь в седле принимать поздравления.
Конечно, существовали и более изощренные средневековые обряды. Но все-таки посвящение в рыцари напоминает чем-то прообраз «прописки молодых».
«ГОСПОДА ЮНКЕРА, ГДЕ ВЫ БЫЛИ ВЧЕРА...»
В современном виде «дедовщина» оформилась в XIX веке в высших военных учебных заведениях. В России она получила название «цукание». Генерал от инфантерии Епанчин называл «цуканьем» «подтягивание» младших по сроку службы «иногда в грубой, бессмысленной и даже жестокой форме».
Считалось, что это явление появилось во времена императора Петра III и «печальной памяти гольштинцев, вследствие слепого подражания порядкам армии Фридриха II». Оно процветало в ряде военных училищ и даже в Пажеском корпусе.
Епанчин пишет, что из числа петербургских военных училищ «цуканье» особенно процветало в Николаевском кавалерийском училище, где юнкера старших курсов присвоили себе статус «корнетов», а младших именовали «зверями».
Вот что пишет по поводу своего пребывания в стенах этого учебного заведения знаменитый путешественник и ученый Семенов-Тян-Шанский: «С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости. Только один из воспитанников нашего класса, отличавшийся жестокостью, ходил с ремнем в руках, на котором был привязан большой ключ, и бил новичков этим ключом даже по голове».
Правда, «цукание» не всегда принимало столь радикальные формы. Чаще оно сводилось к различиям во внешнем виде и в правах между старшими и младшими юнкерами. Неопытных и испуганных «молодых» заставил не только выражать почтение к старшим, но и «тянуть службу». А офицерский состав училища часто закрывал глаза на подобные отношения, полагая, что чем быстрее новичков натаскают в строевой подготовке и воинском мастерстве, тем лучше.
Постепенно обычай «цукать» новичков охватил большинство не только военных, но и гражданских учебных заведений.
Пытались ли с ним бороться? Разумеется. Прежде всего отстаивать свои права пытались сами юнкера-младшекурсники. Руководители учебных заведений, под попечительством которых нередко оказывались отпрыски высокопоставленных семейств, тоже не были заинтересованы в вынесении сора из избы. Наиболее зарвавшиеся «корнеты» и потакавшие им офицера-воспитатели рисковали навсегда расстаться с училищем.
На различных уровнях с ним пытались бороться и директор Пажеского корпуса Епанчин, и начальник Николаевского училища генерал-майор Плеве, и военный министр Сухомлинов, и даже возглавлявший Главное управление военно-учебными заведениями великий князь Константин Константинович.
Однако все эти усилия не увенчались успехом. «Цуканье» успешно пережило революцию и, слегка видоизменившись, возродилось уже в советских военных училищах и армии.
Под именем «дедовщины» «цуканье» известно и в нашей украинской армии.
Интересно, сумеет ли кто-нибудь и когда-нибудь остановить парадное шествие «дедовщины»?
Виктория Степкова
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.