О 149 булорусах, погибших в Хатыни, знали во всем мире. О 7000 расстрелянных в украинском городке Корюковка молчали 70 лет
Почти 70 лет минуло со дня казни фашистами мирных жителей Корюковки.
Память о загубленных изуверами людях — женщинах, стариках, малолетних
детях — увековечена президентским указом. Но украинцы по-прежнему мало
знают о том, что случилось в начале весны 1943 года на Черниговщине.
Слишком долго замалчивали эту трагедию в стране, которой больше нет, —
СССР...
— Из воспоминаний священника Всеволода Дагаева, очевидца бойни:
«Приблизительно в девять часов утра 1 марта 1943 года машины с немцами начали подъезжать к конторе рафинадного завода, неподалеку от которого я квартировал. Накануне мы с женой решили перебраться на квартиру в Алексеевку (район на окраине Корюковки. — Ред.). И я пошел, чтобы найти подводу для перевозки вещей. Когда вернулся, застал стрельбу и огонь. Я забежал в дом метров за десять от ресторана. Когда убедился, что проклятые фашистские палачи уехали, зашел в ресторан и увидел там горы убитых людей и лужи крови. В Алексеевке. куда я пошел фазу после этого, было то же самое: в домах и просто во дворах лежало по 20—30 трупов. Часть домов с трупами гитлеровцы сожгли в первый же день. На второй день продолжалось то же самое. Были случаи, когда людей обливали керосином и поджигали».
Свидетели утверждают: Корюковка пылала так, что зарево было видно в соседних Холмах, Щорсе и даже Соснице — на расстоянии в несколько десятков километров.
— Но самое страшное, наверное, то, что правда об этом самом масштабном за всю Вторую мировую войну преступлении нацистов всплывает на поверхность только теперь.
— О белорусской Хатыни, французском Орадуре, чешском Лидице, истребленных немцами, знает весь мир, хотя масштабы преступления там намного меньше, — сказал «Курьеру» научный сотрудник Украинского института национальной памяти Сергей Бутко. — Вместе с тем об уничтожении целого городка в советское время почти никогда не вспоминали, не писали об этом и в школьных учебниках истории.
Роль партизан
— Из официальных документов и свидетельств уцелевших корю- ковцев следует, что накануне уничтожения городка местные партизаны из соединения Алексея Федорова произвели на него налет.
— Федоровцы вернулись на территорию Корюковского района из Брянских лесов в феврале 1943 года и сразу начали сбор продовольствия по селам и акции против оккупантов, — рассказал «Курьеру» Сергей Бутко. — В ответ на это гитлеровцы сожгли села Гута Студенецкая, Тихоновичи. Кроме того, немцы взяли в заложники многих членов семей партизан и бросили их в корюковскую тюрьму.
В тюрьме оказались и сыновья бывшего председателя колхоза в Тихоновичах, командира партизанского взвода Феодосия Ступака. Именно он, как следует из многих свидетельств, уговорил командиров соединения совершить нападение на Корюковку и освободить узников.
В ночь на 27 февраля партизаны наголову разгромили немецкий гарнизон, освободили узников из тюрьмы, уничтожили железнодорожную станцию, военный эшелон. По иронии судьбы, Феодосий Ступак так и не увидел своих сыновей живыми. Как вспоминал позже Владимир Бебех, который сидел вместе с младшими Ступаками в тюрьме, а после налета присоединился к партизанам, Феодосия застрелили в тот момент, когда он сбивал прикладом замок на тюремных воротах...
Уцелевшие жители Корюковки, как один, говорят о тревоге и беспокойстве, охвативших людей после налета партизан. Ведь за время оккупации они насмотрелись на расстрелы оккупантами мирных жителей за убитых партизанами и подпольщиками немецких солдат и служащих — это было обычной практикой. Но того, что произошло через день, не ожидал никто.
Могли спасти?
— По словам Сергея Бутко, утром 1 марта каратели перекрыли выходы в лес, а потом стали сгонять людей в большие здания и убивать, как скот.
— Никто понятия не имел, что происходит, — рассказал «Курьеру» историк. — Немцы заходили в дома под видом проверки документов, расстреливали людей и поджигали здания. Зверства продолжались на протяжении 1 и 2 марта, а через неделю — 9 марта — нацисты вернулись и расстреляли тех корюковцев, которые вырвались из ада и вернулись на свою беду домой, чтобы забрать какие-то пожитки, домашний скарб, еду.
— Те, кому повезло выжить в той бойне, иначе как чудом свое спасение не называли.
— В дом зашли четверо полицаев и немец. Мы смотрели на них с ужасом. Полуторагодовалый мальчик, ничего не понимая, подбежал к немцу и стал просить: «Дядя, дядя, дай мне сахарку! Дай!» Тот долго на него смотрел, потом взял на руки и прижал к себе. Полицаи начали отнимать мальчика, но немец что-то крикнул им на своем языке, и они вышли из дома. Тогда гитлеровец дал очередь по потолку, развернулся и ушел. Таким чудом мы и выжили, — вспоминает жительница Корюковки Анна Тихоновская.
А что же партизаны?
— Все время, пока немцы расправлялись с Корюковкой, партизаны стояли неподалеку и ни одним выстрелом не помогли жителям. Почему — вопрос остается открытым, — сказал «Курьеру» Сергей Бутко. — Не было приказа идти на помощь, потому что соединение готовилось к рейду на Правобережную Украину. По моему мнению, партизаны сами стали заложниками системы, которая поощряла нанесение потерь врагу любой ценой, а население пусть выкручивается, как хочет.
— Сейчас на Первом национальном готовится 44-минутный документальный фильм к 70-летию Корюковской трагедии.
По словам автора и режиссера проекта Снежаны Потапчук, главная цель ленты — дать ответы на наболевшие вопросы о событиях в Корюковке.
— Правда же в том, что нет оправдания замалчиванию этих событий, — сказал «Курьеру» Сергей Бутко. — Недаром одна женщина, к которой мы пришли за воспоминаниями о пережитом, встретила нас словами: «Отчего же вы опоздали на 70 лет?»
Евгений ДОРОШ
«ПЕНСИОННЫЙ КУРЬЕР»
|