" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
ГО "БМФ Реабілітації
Статут ГО "БМФ Реаб
 


Погода
Погода!


47359635 Відвідувачів
Укрінформ
Урядовий портал
Боевое Братство
Міністерство оборони
Орденские планки – ветеранам
Президент України Офіційне інтернет-представництво
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ Надрукувати Надіслати електронною поштою
p90900691.jpg
Воин-интернационалист Игорь Федорчев из Литвы приехал в Харьков, чтобы встретиться с однополчанами, вспомнить боевую молодость, навестить могилы погибших.
Новость, что приезжает боевой командир, быстро облетела «афганцев», служивших в ММГ-1 (Имам-Сахиб) Пянджского пограничного отряда. Назначили место встречи на 5-м городском кладбище у могилы погибшего пограничника Николая Медведя, проходившего службу в минометной батареи в составе ММГ-1 и погибшего во время Мормульской операции в 1984 году. Собрались те, кому дорога память: Леонид Канивец, Анатолий Вакула, Дмитрий Кравченко, Геннадий Немыкин, Иван Погорелов, Виталий Щегольковский, Геннадий Ломакин, мама Николая – Александра Ивановна Медведь.
Игорь Федорчев родился в Стаханове Луганской области. После школы учился в ПТУ№82, освоил профессию электрогазосварщика, мечтал быть военным. В 1978 году его призвали в армию. Службу проходил в пограничных войсках в Термезе. Прошел подготовку инструкторов службы собак, а после срочной службы подал документы в Алма-Атинское высшее командное Краснознаменное пограничное училище имени Ф.Э. Дзержинского. В 1982 году молодой лейтенант продолжил службу в Забайкалье. С Забайкальской мангруппой в мае 1983 года вошел в Афганистан. В  1985 году продолжил службу в Прибалтийском пограничном округе и сейчас живет в Литве, в Неринге, сейчас на пенсии, капитан запаса. Женат, двое детей, внук…
Побывав на могиле Николая Медведя, «афганская» колонна направилась на 18-е кладбище, где помянули своего умершего боевого товарища Олега Вязовиченко. Оттуда отправилась в Граково, на могилу Сергея Сердюченко. Их встречали родственники погибшего в Афганистане Сергея Сердюченко – его брат Олег с сыном Сергеем, Владимир Жуков – командир взвода связи ММГ-1, председатель объединенного Чугуевского союза инвалидов Афганистана Иван Полянский, Владимир Мигуль и Николай Широкобоков – воины-пограничники Пянжского отряда.
Вспомнили август 1983 года – Игорь Николаевич тогда командовал одной из самых боевых застав мотоманевренной группы наших пограничников на точке Имам-Сахиб в Афганистане. До этого у него были и проводки колонн, и блокировки районов, но дата 25 августа 1983 года осталась в памяти.  В тот день началась для всех собравшихся боевая операция, где в экстремальных условиях приходилось принимать ответственные решения, вести бои с противником. Было задействовано все Пянджское направление, участвовали три мотоманевренные группы (Имам-Сахиб, Тулукан, Нанабад), проводилась боевая операция в районе Мала-Кулей почти полтора месяца и закончилась успешно: район от Имам-Сахиба до Нанабада был освобожден от бандформирований.
А 26 августа брали банду Латифа. При выходе в район блокирования бандформирования мангруппы разделились по направлениям.
«Задача нашей мангруппы – уйти вправо к горам, чтобы в предгорье закрыть выход в горы «духам», еще две мангруппы двигались прямо, – вспоминал командир 2-й основной походной заставы ММГ-1 Игорь Николаевич Федорчев. – Примерно в 16.00 получил приказ уходить вправо. Когда начали продвигаться, первые мысли – как быстрее проскочить этот пролет, на душе – тревога: птицы не пели, стояла мертвая тишина… Местность была очень удобной для засады и полного уничтожения всей мангруппы: дорога узкая, слева – рисовые чеки, справа – арык, впереди – мостик и кольцо арыка. Когда уже было пройдено полпути, я каким-то шестым чувством почувствовал: сейчас начнется, нас будут уничтожать… Еще не успел завернуть хвост колонны, передал по связи начальнику мангруппы Леониду Быкову, что нас сейчас начнут бить. И началось… Духи нас уже ждали, они знали, что мы сюда пойдем. По нашей колонне со всех сторон начали работать «духовские» гранатометы. В первом, моем, БТР были пробиты все колеса, загорелся второй БТР, на котором находились два ящика с минами для минометов и два ящика выстрелов к СПГ-9, лежал СПГ и миномет».
Лейтенант дал команду покинуть всем броню, а сам в это время продолжал двигаться на пустых колесах, в которых крутились хвостовики от гранат (выстрелов). Передали по связи, что Сергея Сердюченко сбило выстрелом гранаты с брони третьего БТР. Игорь Федорчев поспешил на помощь товарищу. Сергей шел ему навстречу. В одной руке он держал каску и автомат, в другой – коробку от АГС. «Товарищ лейтенант! Возьмите коробку, а то АГС стрелять не будет» – и упал. Раненого погрузили на командирский БТР, и колонна двинулась вперед. Переехав мостик, оказались в окружении сети арыков – попали в так называемый мешок, где ждали в засаде основные силы «духов».
Командир мангруппы Быков приказал двигаться прямо, в лоб противнику. Это привело «духов» в замешательство, они не ожидали такого поворота событий, а их выстрелы из гранатометов рикошетом отлетали от лобовой брони бронетехники. В это время Игорь Николаевич переправился на своем БТР через арык, отъехав в безопасное место, перевязал Сергею голову (полголовы снесло гранатой), оказал первую медицинскую помощь другим раненым, включил БТР на подкачку, накачав передние и задние колеса бронемашины (вторая и третья пара колес восстановлению не подлежала – шины были полностью порваны) и начал отходить назад. Вот тогда он и пообещал Сергею, что обязательно навестит его на Родине, если будет жив.
«Если бы наши нервы не выдержали и мы сразу вошли в этот котел, то, пожалуй, все для нас окончилось бы плачевно. Ведь нас, как узнали позже, на прямой наводке держали двенадцать гранатометов и шесть безоткатных орудий – вспоминает Игорь Николаевич. – Ждали, что мы будем двигаться вперед и залезать в мешок к «духам», а мы в период замешательства банды потихоньку начали отходить назад, в сторону кладбища, за кишлак. Командир мангруппы Быков организовал со старейшинами кишлака встречу и поставил ультиматум: если кто-нибудь выстрелит, когда будем ремонтироваться, мы вынуждены будем спалить кишлак». Переговоры прошли успешно, и советских пограничников все четыре дня, пока шел ремонт бронетехники, никто не трогал. «Только мы ушли, – рассказывал Игорь Федорчев, – за нами на это место вошла мангруппа из Тулукана. Им там тоже здорово досталось: «духи» жгли броню, было много раненых, восемь или девять человек погибли. Вот так и прошло начало этой операции – с потерями бронетехники и гибелью боевых товарищей. Досталось и «духам», но мы все были потрясены своими боевыми потерями…»
Подлатав технику, зализав раны, мангруппа продолжала свой боевой поход, прочесывая «зеленку», уничтожая бандформирования.
Встреча однополчан была памятной и значимой. Помянув Сергея Сердюченко, воина-пограничника, посмертно награжденного орденом Красной Звезды, однополчане пообещали своему командиру, что помогут установить на школе, в которой учился их боевой товарищ  мемориальную доску.
Геннадий ЛОМАКИН.
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.