" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Никто не забыт, ничто не забыто! Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
ГО "БМФ Реабілітації
Статут ГО "БМФ Реаб
 


Погода
Погода!


47722938 Відвідувачів
Укрінформ
Урядовий портал
Міністерство оборони
Орденские планки – ветеранам
Боевое Братство
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Никто не забыт, ничто не забыто! Надрукувати Надіслати електронною поштою
kanev092013.jpg24 сентября Каневская общественная военно-патриотическая организация «Союз ВДВ», при поддержке Министерства обороны Украины, Черкасской областной государственной администрации, Каневской районной госадминистрации,  Каневского горисполкома, общественности города и района провела мероприятие, посвященное  памяти гвардейцев-десантников 3-й и 5-й гвардейских воздушно-десантных бригад погибших,  при проведении Днепровской воздушно-десантной операции 1943 года.
В честь гвардейцев-десантников освобождавших Украину от фашистских захватчиков открыт памятный знак, с которого начнется строительство парка памяти на каневской земле. Присутствующие минутой молчания почтили светлую память воинов-десантников Днепровской воздушно-десантной операции, возложили цветы к памятнику. Выступающие на митинге отметили героизм гвардейцев-десантников, итоги этой операции по освобождению Украины от фашистских захватчиков. Руководитель Каневского «Союза ВДВ» Константин Анисимов сказал:
– Открытии памятного знака и строительство парка памяти погибших в воздушно-десантной операции привлечет внимание общественности и молодежи к их героическому подвигу, подчеркнет силу, доблесть и честь людей, носящих гордое звание десантник. Будет способствовать поднятию авторитета и чести воинской службы, воспитывать у современного поколения чувство патриотизма и любви к Родине, престижа десантних войск Украины. Мы также хотим больше узнать об этой трагической операции, об ее участниках и их подвигах, определить места боевых действий десантников и партизан.
В мероприятиях участвовали ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Днепровской воздушно-десантной операции, воины-интернационалисты, ветераны Воздушно-десантных войск, воины Высокомобильных десантных войск Украины, представители Черкасской облгосадминисрации, Каневской райдержадминистрации, председатель Украинского Союза ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов) С. В. Червонопиский, министр обороны Украины (1996–2001г.г.; сентябрь 2004 г.–февраль 2005 г.), генерал армии Украины, народный депутат А. И. Кузьмук, председатель Черкасской областной организации УСВА А. В. Рыбченко, местные жители.
Присутствующие посматрели показательные выступления подразделений ВДВ и спортсменов, тематическую концертную программу, подготовленную творческим колективом городского Дома культуры. Участников и гостей угостили солдатской кашей.

Пресс-служба УСВА.
    
 
Днепровская воздушно-десантная операция («Букринский десант») — операция Красной Армии по высадке воздушного десанта в тыл немецких войск в ходе битвы за Днепр. Проводилась с 24 сентября по 28 ноября 1943 года с целью содействия войскам Воронежского фронта в форсировании Днепра. Наряду с Вяземской воздушно-десантной операцией является крупнейшей воздушно-десантной операцией РККА в годы войны. Окончилась неудачей.
img_6040.jpg
Решение о проведении операции принято директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 17 сентября 1943 года. Планом наступления войск Воронежского фронта (командующий генерал армии Н. Ф. Ватутин) предусматривалось накануне форсирования Днепра выбросить в течение двух ночей воздушный десант в Букринской излучине (район сёл Великий Букрин и Малый Букрин Киевской области), захватить плацдарм, перерезать основные пути сообщения, ведущие к Днепру и не допустить подхода к западному берегу Днепра резервов противника, тем самым обеспечить успешное ведения боя за расширение плацдармов на Днепре в районе Великого Букрина. Однако, пока производилась подготовка операции, советские войска 3-й гвардейской танковой армии уже форсировали Днепр у Великого Букрина в ночь на 22 сентября 1943 года. План операции при этом изменён не был, таким образом, десант получил чисто оборонительную задачу — не допускать подкрепления противника к уже захваченному Букринскому плацдарму.
img_6038.jpg
Выполнение этой зaдачи возлагалось на 1-ю, 3-ю, и 5-ю воздушно-десантные бригады (вдбр), объединенные для удобства управления в воздушно-десантный корпус (около 10 000 человек, 24 орудия калибра 45 мм, 180 миномётов калибров 50 и 82 мм, 378 противотанковых ружей, 540 пулемётов). Командиром корпуса был назначен заместитель командующего воздушно-десантными войсками генерал-майор И. И. Затевахин. Ответственность за подготовку к высадке возлагалась на командующего ВДВ генерал-майора А. Г. Капитохина, но к планированию операции в штабе фронта ни он, ни Затевахин допущены не были. Для десантирования были выделены 150 бомбардировщиков Ил-4 и В-25 «Митчелл», 180 транспортных самолётов Ли-2, 10 самолетов-буксировщиков и 35 десантных планёров А-7 и Г-11. Авиационное прикрытие десанта осуществляла 2-я воздушная армия (командующий генерал-полковник авиации С. А. Красовский), координацию действий всех авиационных сил в операции осуществлял заместитель командующего авиацией дальнего действия генерал-лейтенант авиации Скрипко Н. С. Для дальнейшей поддержки действий десанта выделялись части дальнобойной артиллерии и авиации, были назначены офицеры-корректировщики (с десантом выброшены не были).
img_6041.jpg
При подготовке операции были совершены серьёзные ошибки, следствием которых стала неудача операции:
1. Действия воздушно-десантных бригад были разобщены. Созданный воздушно-десантный корпус остался чисто административным объединением, его штаб к планированию операции не привлекался и в ходе операции не десантировался.
2. Разведка будущей полосы действий десанта не производилась. Накануне операции в ней были сосредоточены крупные силы противника (5 дивизий, в том числе 1 танковая и 1 моторизованная), спешно переброшенные на этот участок как на наиболее вероятный рубеж выхода советских войск к Днепру. Этот факт не был замечен советской разведкой. Поэтому вся операция изначально была обречена — вместо засад против вражеских колонн и разгрома подходящих резервов на марше десантникам пришлось вести бой с уже вышедшими на рубежи обороны немецкими резервами.
3. Сроки подготовки операции оказались нереальными — сосредоточение бригад на исходных аэродромах завершилось не 21-го (как по плану), а 24 сентября, за несколько часов до начала операции.
4. Личный состав практически не знал своих задач в предстоящей операции, инструктаж бойцов производился уже в полёте. Ни о какой подготовке взаимодействия подразделений в предстоящем бою таким образом не было даже речи.
5. Отсутствие организации управления в тылу врага: штабы летели в полном составе в одних самолётах (но без раций и радистов), запасные группы управления отсутствовали.
6. Место высадки десанта не было оборудовано сигналами — подготовленная для этого группа обеспечения по неизвестным причинам выброшена не была.
img_6053.jpg
Начало операции: десантирование:
Вылет первых самолётов начался в 18-30 24 сентября. Сама операция по высадке производилась в большой неразберихе — возникла путаница из-за непроработанной посадки в самолёты, были задержки с подачей автомашин-бензозаправщиков, из-за изношенности поданных самолётов в них загружалось меньше бойцов, чем было предусмотрено. В итоге вместо 500 вылетов на десантирование было выполнено только 296. Выброска первого эшелона десанта (3-я вдбр, часть сил 5-й вдбр) была осуществлена в ночь на 24 сентября в сложных условиях при сильном зенитном огне противника. В результате многие экипажи самолётов потеряли ориентировку и произвели выброску десантников не в районе высадки. Места высадки бойцов из нескольких самолётов вообще установить не удалось, об их судьбе ничего не известно. Но и в намеченном районе высадки она из-за зенитного огня производилась неправильно — с высоты в 2000 метров вместо 600 и на большой скорости. В результате десантники оказались разбросаны в обширном районе (полоса высадки превысила 60 километров) и приземлялись поодиночке, а не подразделениями. Основная часть десантников оказалась в расположении вражеских войск и понесла большие потери. Связь штаба фронта с бригадами была потеряна и дальнейшее десантирование прекращено. Не успевшие десантироваться части 5-й воздушно-десантной бригады были возвращены на исходные аэродромы. Всего к утру 25 сентября было выброшено: из 3-й вдбр — 3050 человек, из 5-й вдбр — 1525 человек, всего 4575 парашютистов (из них 230 — над своей территорией) и 660 контейнеров со снабжением. Ещё 2017 человек и 590 контейнеров, а также вся артиллерия и миномёты выброшены не были.
Выброшенные десантники оказались в исключительно тяжелом положении — мелкими группами и поодиночке они находились в густо насыщенной войсками противника полосе, и вели неравный бой при острейшем недостатке боеприпасов, только легким стрелковым оружием, не зная местность и обстановку. Большое число бойцов погибло в первые часы операции. Каждая группа десантников действовала самостоятельно — одни пробивались подальше от линии фронта к партизанам, другие наоборот пытались прорваться через фронт на Букринский плацдарм. В лесу восточнее села Грушево исключительно упорный бой вели примерно 150 бойцов из состава 3-й вдбр. Все они геройски погибли, уничтожив большое количество солдат противника. К вечеру 25 сентября вели бой примерно 35 групп десантников численностью до 2 300 человек. Не владея информацией о положении десанта, командование фронтом отказалось от высадки второго эшелона десанта — 1-й воздушно-десантной бригады, запланированной в ночь на 26 сентября.
img_6064.jpg
К концу сентября наиболее крупные группы десантников действовали в районе Каневского леса (600 человек), у села Черныши (200 человек), четыре группы общей численностью до 300 человек — в районе Яблонова. Все они не имели связи с командованием фронта. При попытках связаться с десантом 26 — 28 сентября погибли три заброшенные в тыл группы радистов и был сбит самолёт, после чего попытки установить связь с бойцами десанта были прекращены.
Уцелевшие радисты десанта тоже не могли установить связь с фронтом, потому что офицеры, имевшие при себе коды связи все погибли при высадке. Только 5 или 6 октября во многом случайно радиосвязь удалось установить.
К 5 октября командир 5-й вдбр подполковник П. М. Сидорчук объединил ряд групп, действовавших в Каневском лесу (южнее города Канев, около 1 200 человек). Он сформировал из уцелевших бойцов сводную бригаду, установил взаимодействие с местными партизанами (до 900 человек), и организовал ведение активных боевых действий в тылу врага.
Итоги операции
Операция не достигла поставленных целей. Многочисленные ошибки и недостатки в её подготовке сорвали первоначальный план операции. Однако десантники активными действиями оттянули на себя крупные силы противника и нанесли ему значительные потери в живой силе и технике. По советским данным, было уничтожено до 3000 немецких солдат, уничтожено 15 эшелонов, 52 танка, 6 самоходных орудий, 18 тягачей и 227 автомашин. .Личный состав десанта, сражаясь в тылу врага, проявил массовый героизм, мужество и стойкость в боях. Звание Героя Советского Союза было присвоено командирам воздушно-десантных батальонов майору А. А. Блувштейну, старшему лейтенанту С. Г. Петросяну, бронебойщику младшему сержанту И. П. Кондратьеву.

 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.