" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Герой Советского Союза Валерий Гринчак о книге «Авиарассказы» Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
ГО "БМФ Реабілітації
Статут ГО "БМФ Реаб
 


Погода
Погода!


48428079 Відвідувачів
Урядовий портал
Укрінформ
Міністерство оборони
Орденские планки – ветеранам
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Боевое Братство
Герой Советского Союза Валерий Гринчак о книге «Авиарассказы» Надрукувати Надіслати електронною поштою
hrynchak.jpgКнига Валентина Дмитриевича Герасименко «Авиарассказы», из серии «Афганская арена», интересна и поучительна не только  каждому участнику афганской войны,  военным историкам, как  профессионалам, так и любителям. Ее можно рекомендовать как наглядный пример исполнения воинского долга Офицером с большой буквы. Высококлассный профессионал, который в полном объеме использует свои знания и опыт, решает все задачи в любых условиях, в том числе абсолютно нестандартных и непредусмотренных уставами.    
Для выпускника общевойскового училища изучение боевых возможностей авиации ограничилось изучением тактико-технических характеристик вертолетов Ми-8, Ми-24, общих сведений о возможных вариантах действий пехоты в качестве тактического десанта способом наземной высадки из вертолетов а также ознакомительным занятием на учебной площадке инженерного авиационного училища возле аэропорта «Жуляны». На этом занятии мы впервые близко увидели некоторые образцы истребителей и бомбардировщиков, узнали их боевые характеристики. Сегодня многие из тех учебных самолетов стали экспонатами Государственного музея авиации Украины.  
Поэтому начало, в 1978 году, офицерской службы командиром десантно-штурмового взвода 13-й отдельной десантно-штурмовой бригады ДальВО стало довольно новым и поучительным в плане того, что же такое армейская авиация и что она может. Бригада  формировалась одновременно с кутаисской (ЗакВО) и могочинской (ЗабВО)  в 1968 году  как экспериментальная и дислоцировалась в поселке Магдагачи, Амурской области (ДальВО).  В состав бригады входили  три десантно-штурмовых батальона, полк боевых вертолетов Ми-24 и полк транспортно-боевых вертолетов Ми-8 и Ми-6. Участие в  учениях, занятиях, стрельбах с борта вертолета, повседневная служба открыли многие стороны сложного механизма боевых вылетов и их обеспечения. Запомнились зимние батальонные тактические учения 1981 года, когда летчики демонстрировали смелое маневрирование между сопками и соснами. Оказалось, что нас десантировала только недавно заменившаяся из Афганистана эскадрилья. Как сказал один из пилотов, для них пилотирование в плотном морозном воздухе, после жаркого афганского высокогорья, было сравнимо с ощущениями автомобилиста, выехавшего из разбитой проселочной дороги на самую современную автостраду.
Интересно читать о событиях и действиях советников во время ввода в Кабул советских войск в декабре 1979 года. Автор содержательно дополняет описание этого периода, тщательно изложенные в книгах своего сослуживца, заместителя председателя Украинского Союза ветеранов Афганистана Валерия Ивановича Аблазова: «Афганистан. Четвертая война», «Над всем Афганистаном безоблачное небо» и других.
Одна из особенностей войны в Афганистане состояла в том, что офицеры-авиаторы для наведения на цель самолетов и вертолетов, в обиходе авианаводчики, придавались не только командирам батальонов, но и зачастую действующим на отдельных направлениях разведротам и группам спецназа. Уже в  первом афганском боевом выходе в горы мне, командиру разведроты, был придан авианаводчик. В первые же сутки и приданному артиллеристу, и авиатору довелось серьезно поработать. Как и в ДальВО, еще раз убедился, насколько важнейшее значение имеет четкая и бесперебойная, без лишних помех и искажений связь с пилотом, заходящим на цель, когда буквально секунды решают точность бомбометания или ракетно-пушечного удара. Я по собственной инициативе получил у них первые практические навыки корректировки. Впоследствии это здорово пригодилось в условиях, когда просил поддержки без присутствующих рядом артнаводчиков и авианаводчиков.
В боевой обстановке часто соприкасались с советниками афганской армии, МВД, госбезопасности, реже с партийными. Мы с огромнейшим уважением и пониманием относились к тому, как им сложно приходилось в афганском окружении, какое было постоянное психологическое и моральное напряжение.
В условиях гор связь очень неустойчивая, может появляться и исчезать через сотню-другую метров. Такие проблемы исчезали или сводились к минимуму, когда над районом боевых действий барражировал самолет-ретранслятор Ан-26 рт. Тогда связь была четкая, вызовы и ответы устанавливались с первого раза. Командующий ТуркВО (1979-1984), Главком войсками Южного направления (1984-1985) генерал-полковник Ю. П. Максимов постоянно бывал в 40-й армии, лично проводил наиболее важные операции. Кроме того, он часто контролировал ход боевых действий прямо из штаба ТуркВО, вызывая по радиосвязи командиров всех рангов, включая командиров батальонов и даже рот, чтобы лично удостовериться в правильности докладываемой ему обстановки. Мне лично довелось докладывать о своем местонахождении, задачах, взаимодействии с подразделениями полка при выходе к перевалу Парандех, соединяющему Панджщерское и Андарабское ущелье, в весенней панджшерской операции 1984 года. Устанавливались такие соединения, прежде всего благодаря ретрансляторам Ан-26рт, об экипажах которых автор очень тепло высказывается.
swscan0000601761.jpg

Кстати, в  панджшерском ущелье, в котором  автору книги довелось участвовать во множестве боевых эпизодов, я видел не только примеры самых грамотных и отчаянных действий боевых пилотов, но и самоотверженную работу авиаспециалистов, коллег В. Д. Герасименка,  по ремонту подбитых, упавших или сломавшихся вертолетов прямо в горах.   В начале июня 1984 года пара Ми-24, пилотируемая неопытными  в горах экипажами,  пролетая по ущелью, не учли полную загруженность машин топливом и боеприпасами, не смогли подняться над перевалом, и вынуждено сели на снег на высоте около 4000  метров. Нам срочно была изменена задача на охрану и оборону совершивших вынужденную посадку машин. Прилетевшая ремонтно-эвакуационная группа быстро установила связь с  аэродромом, в течение нескольких часов, на снегу и под ветром,  сняла с вертолетов все, что снималось, даже боковые двери. Одну машину командир эскадрильи сумел поднять в воздух и улетел на аэродром базирования. Второй борт поднялся только на пару метров, но взлететь не смог. В него заложили все боеприпасы и взорвали.
Любая война демонстрирует как подтверждение теоретических разработок и опыта мирного времени и предыдущих войн, так и каждый раз несет в себе много нового, что позволяет новая техника, условия, где ведутся боевые действия и много других факторов. Выдающийся военный и государственный деятель, военный теоретик генерал от инфантерии М. И. Драгомиров (1830-1905) всех офицеров условно делил на три категории. Первая – это офицеры «мирного времени», родная стихия которых плац, муштра, красивые мундиры, парады. Вторая – это офицеры, которые тяготятся показушностью мирного времени. Для них родная стихия – это походы, боевые задачи, война. И только небольшая часть офицеров, уверенно себя чувствует как на войне, так и в мирных буднях воинской службы. Это и есть профессионалы самого высокого класса. Такими и есть Валентин Дмитриевич Герасименко и его боевые друзья, о которых он пишет в книге.
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.