" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Залповый огонь по государственному бюджету Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


40988641 Відвідувачів
Боевое Братство
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Міністерство оборони
Укрінформ
Орденские планки – ветеранам
Урядовий портал
Залповый огонь по государственному бюджету Надрукувати Надіслати електронною поштою
 Временная следственная комиссия (ВСК) ВР по вопросам выяснения обстоятельств поставки в Грузию украинской военной техники подвела итоги своей деятельности и пришла к выводу, что оружие экспортировалось с нарушением норм украинского законодательства, по бросовым ценам, а техническую помощь грузинским военным оказывали украинские специалисты. Об этом в эксклюзивном интервью «2000» рассказал глава комиссии, народный депутат от ПР Валерий КОНОВАЛЮК.
Вывести из боевого состава
О том, что Грузия активно накачивает военные «мышцы», чтобы разобраться с Южной Осетией, а Украина является одним из главных ее «вооружателей», «2000» написали два года назад. В статье «Саакашвили готовится к войне. Украина помогает», опубликованной в № 35 от 1 сентября 2006 г., мы сообщали, что, по российским данным, Украина на тот момент поставила Грузии 13 вертолетов Ми-8, 40 боевых машин пехоты, 10 бронетранспортеров и несколько модернизированных танков Т-72.
Более подробную информацию о том, какое именно вооружение и в каком количестве было поставлено в Грузию из Украины, «2000» обнародовали в № 34 от 22 августа 2008 г. Заместитель председателя ВСК Игорь Алексеев в интервью нашему еженедельнику (№ 39 от 26 сентября 2008 г.) подтвердил ее достоверность, отметив, что Украина действительно была ключевым поставщиком военной техники и вооружений в Грузию. Однако высшее руководство страны и МО до сей поры утверждают, что оружие в Грузию поставлялось на законных основаниях. В то же время члены ВСК неоднократно заявляли о том, что высшие должностные лица страны всячески препятствуют объективному расследованию.
— Мы имели все основания для подобных высказываний, — говорит Валерий Ильич. — К примеру, 5 раз приглашали на свои заседания министра обороны Юрия Еханурова и первого заместителя председателя СБУ Валентина Наливайченко, однако они так и не явились. В различные государственные структуры направили 34 запроса, на которые получили только 12 ответов. Хочу подчеркнуть, что члены комиссии — не наивные люди. Приступая к расследованию, мы понимали, что столкнемся с мощным противодействием со стороны должностных лиц, которые были задействованы в поставках оружия.
Первый «звонок» для нас прозвучал, когда была предпринята попытка сорвать отчет комиссии по рабочей поездке в Южную Осетию. 12 ноября 2008 г. по распоряжению с Банковой был запрещен показ документального фильма «Война 08.08.08. Искусство предательства», запланированного к показу в гостинице «Хаятт». Премьера ленты была приурочена к 100 дням с начала войны в Южной Осетии, но как только окружению главы государства стало известно об этом, тут же поступил сигнал о недопущении проведения данного мероприятия. Реакция Секретариата Президента и СБУ вполне понятна: в этой картине документально подтверждаются факты использования украинских танков, орудий и крупнокалиберных пулеметов при расстреле мирного населения Цхинвала.
Спецслужбу не смутило ни то, что фильм уже давно выложен в интернете для свободного просмотра, ни то, что это происходило в присутствии десятков иностранных послов, представителей западных СМИ. Нынешняя власть в данном случае явила всему миру свою истинную сущность, она панически боится правды и понимает, что за вооружение Грузии кто-то должен ответить.
— Можете назвать конкретные фамилии?
— В распоряжении комиссии имеется официальное письмо на имя Президента Украины за подписью гендиректора госкомпании «Укрспецэкспорт» Сергея Бондарчука от 30.09.05, где говорится, что по распоряжению главы государства компания отработала вопрос о поставках в Грузию одного зенитно-ракетного дивизиона «Бук-М1». В боевом составе Вооруженных сил страны 15 таких дивизионов, они обеспечивают прикрытие большого количества гособъектов. Выведение из боевого состава одного из них, во-первых, приведет к снижению безопасности страны, а во-вторых, усложнит ремонт в России небоеспособных единиц, так как срок эксплуатации их ракет истек в 2001 г. В случае «позитивного решения» г-н Бондарчук попросил Виктора Ющенко поручить Генштабу Вооруженных сил Украины в течение месяца вывести из боевого состава один дивизион «Бук-М1».
Как поступил Верховный главнокомандующий, известно. Тогда с боевого дежурства сняли боеспособный дивизион, который впоследствии сбивал российские самолеты. Хочу также обратить внимание на то обстоятельство, что чиновникам даже не хватило ума сделать красивое лицо при плохой игре и хотя бы перевести ЗРК в разряд избыточного имущества. В распоряжении премьер-министра Юрия Еханурова от 13.01.06 г. прямо указано: «Минобороны организовать до 1 февраля 2006 года выведение из боевого состава воздушных сил одного дивизиона ЗРК «Бук-М1» и ракет к нему, срок эксплуатации которых исчерпан». И чтобы другу Саакашвили был поставлен полностью укомплектованный дивизион, фактически с боевого дежурства были сняты два дивизиона 223-го зенитно-ракетного полка.
Все названные мной должностные лица хорошо понимали, что их действия ставят крест на соглашении с «Рособоронэкспортом» и таким образом наносят серьезный удар по обороноспособности страны, поскольку без России невозможно продлить срок эксплуатации оставшихся в Украине ЗРК. Однако это их не остановило.
Украинцы в Грузии
— Есть ли какие-либо доказательства того, что оружие в Грузию продавалось по смешным ценам?

— В письме Госказначейства Украины от 29.09.08 г. на мое имя говорится, что деньги от реализации военной техники, вооружения и иного имущества должны перечисляться на счета общего и специальных фондов госбюджета. Деньги перечисляли «Укрспецэкспорт», «Укринмаш», «Укроборонсервис» и другие предприятия. Однако по данным в их платежных поручениях нельзя выяснить, с какой целью была продана продукция военного и специального назначения.
В Госказначействе отсутствует информация о нахождении денег, полученных от продажи Грузии оружия в течение 2004—2008 гг. Исходя из этого Госказначейство предоставило общую справку о деньгах, вырученных за реализацию техники и вооружения, не уточнив, какую их часть составляют поставки в Грузию.
 Общая цифра такова: за 4 года Украиной было продано вооружение на сумму 2,5 млрд. долл., а в бюджет поступило всего лишь 200 млн. долл., т. е. в 12 раз меньше. Огромные суммы просто отмывались через сотни «фирмочек», созданных «Укрспецэкспортом».
Из справки следует, что Министерство обороны по договору комиссии продало 71 153 единицы легкого стрелкового оружия (винтовки СВД, автоматы АКС-74 и АКМС, пистолеты Макарова и ТТ) на сумму 38 953 015 грн. То есть каждая единица была реализована в среднем за 547 грн. Где вы видели автомат Калашникова или снайперскую винтовку за 100 долларов? БТР-70 в количестве 60 штук продали за 2 151 889 грн. Выходит, каждый бронетранспортер был реализован по цене 35 864 грн. Если даже исходить из курса гривни к доллару как 5 к одному, то получается, что БТР стоит около 7 тыс. долл.
Поэтому с деньгами надо серьезно разбираться, и комиссия будет это делать. Мы надеемся на результаты проверки ГлавКРУ, «Укрспецэкспорта» по поручению премьер-министра.
Коль мы заговорили о финансовой составляющей поставок в Грузию оружия, нелишне упомянуть о том, что в комиссию поступило сообщение, согласно которому в знак благодарности за военную помощь Саакашвили подарил Президенту Украины два бронированных автомобиля Land Rover серебристого цвета стоимостью 700 тыс. долл. каждый. 10 ноября 2008 г. мы направили руководителю госуправления делами Игорю Тарасюку официальное письмо, в котором попросили дать информацию о нахождении в Украине этих автомобилей и о том, на каких условиях они были переданы и оформлены, поскольку точно знаем, что они не приобретались за средства госбюджета. Ответа до сих пор не получили.
— Российские военные утверждали, что в вооруженном конфликте между Грузией и Южной Осетией принимали участие украинцы.
— Это бесспорный факт, и комиссия может его подтвердить. 10 специалистов одного из госпредприятий Украины по контракту занимались гарантийным обслуживанием ЗРК «Бук-М1» и «Оса». В Украину они вернулись 13 августа самолетом. Трое специалистов другого отечественного предприятия проводили пусконаладочные работы и обучение экипажей танка Т-72. Возвратились они 14 августа. Побывали в Грузии и четверо специалистов по противовоздушной обороне.
У нас имеются конкретные фамилии и имена этих людей, их паспортные данные. Достоверность этой информации я оцениваю в 99%. После отчета в ВР мы передадим ее в ГПУ, которая, надеюсь, сумеет разобраться, чем они в действительности занимались в Грузии.
Зеркало для министра
— Есть мнение, что пожары на военных складах отнюдь не случайны и имеют какое-то отношение к поставкам оружия в Грузию.
— Комиссия выезжала в Лозовую. По некоторым данным, оттуда в Грузию в 2008 г. отправляли: в апреле 12 млн. патронов калибра 7,62 мм и 200 шт. ПТРК-9М113, в мае — 15 тыс. выстрелов ВОФ-36 калибра 125 мм и 3 тыс. ВОФ-30 калибра 122 мм, в июне — 5 тыс. танковых выстрелов ВБК-10 калибра 125 мм. По сути это была «залповая» поставка снарядов и патронов. Причем накануне вооруженного конфликта! 28 июня судном «Евгения Н» в порт Батуми было поставлено огромное количество боеприпасов, в том числе 40 тыс. реактивных снарядов для «Града». Весь мир видел ночные съемки 8 августа, как эти реактивные снаряды поливали спящий Цхинвал. Эта поставка подтверждает, что о начале военной агрессии был хорошо осведомлен президент Ющенко.
Однако мы не можем утверждать, что пожар был умышленным, поскольку нет возможности провести всестороннюю ревизию и выяснить, сколько на самом деле со склада отгружено боеприпасов и были ли при этом какие-либо нарушения. Подчеркну только, что для ликвидации последствий пожара в Лозовой потребуется несколько лет и огромные средства.
К сожалению, Украина сегодня не имеет государственной программы по утилизации боеприпасов. В связи с этим значительная их часть может поставляться контрабандным путем в горячие точки. К примеру, в 2006 г. управление СБУ в Донецкой области возбудило уголовное дело по факту попытки вывоза из страны в Южный Судан техники и оборудования военного и двойного назначения на 7,5 млн. грн. Однако это дело легло «под сукно» по просьбе Секретариата Президента.
Расследуя поставки оружия в Грузию, мы получали разную информацию от различных структур МО, и оказалось, что оружейный скандал — это только небольшая часть того, что происходит в армии. Я имею в виду махинации с продажей земельных участков, принадлежащих воинским частям, злоупотребления с бюджетными средствами. Причем ответственность за такое положение дел в армии, по моему мнению, должен нести не только нынешний министр обороны, но и предыдущий.
Я имею в виду Анатолия Гриценко. Он трижды становился главой оборонного ведомства. Первое назначение на этот пост получил в феврале 2005-го в правительстве Тимошенко. Затем руководил ведомством в Кабмине Еханурова, а позднее — в правительстве Януковича. Поэтому утверждать, будто к нынешнему развалу армии он не имеет никакого отношения, было бы по меньшей мере аморально. Ему бы посмотреть в простое зеркало на себя, а не только в «Зеркало недели». Вспомним хотя бы военно-транспортную авиацию, которую отдавали в частную аренду и фактически разукомплектовали и довели до плачевного состояния. Или скандалы с его подчиненными, которых обвиняли в коррупции со взятками по полмиллиона долларов.
В 2006 г. Контрольно-ревизионное управление произвело проверку МО. Согласно документу, общая сумма недополученных госбюджетом средств — 6,6 млрд. грн.
После проверки КРУ Минобороны утратило возможность получить поступления на строительство жилья в сумме 172,8 млн. грн. В частности, с компанией «ЭлитБудСервис-2005» был заключен дополнительный договор на строительство жилья в Оболонском районе Киева, в котором изменены условия получения доли Минобороны в денежном эквиваленте по цене в 2,4 раза ниже рыночной. В результате было потеряно 31 млн. грн.
Помещение Голосеевского райвоенкомата, согласно актам Минобороны, было списано. «Однако здание не было разобрано, а передано компании «Теба Ко Лтд». Реальная рыночная цена военкомата составляет 15,8 млн. грн., тогда как Минобороны получило от инвестора лишь 6,5 млн. грн.», — говорилось в документе.
Несмотря на проведенные предприятиями Минобороны аукционы по продаже недвижимости, помещения были проданы по ценам в 1,5—15 раз ниже рыночных. По оценкам КРУ, госпредприятия недополучили доходов на сумму в 232 млн. грн. В частности, здания Центрального военного санатория «Ялтинский» были проданы из расчета 810 грн. за 1 кв. м при реальной рыночной цене около 5 тыс. грн. В результате госпредприятие потеряло 117,7 млн. грн.
Обескровленная армия
Аналогичным образом, согласно результатам проверки КРУ, были проданы помещения военного городка в пос. Коцюбинское предприятию «Столица Центробуд». Стоимость недвижимости оценена в 4 раза ниже рыночной, что привело к потере поступлений в 29,8 млн. грн. Кроме того, рыночная стоимость земельной площадки, которую компания получила в пользование, составляет 146,5 млн. грн.
Коммерческой структуре через госпредприятие «Укринмаш» продан военный городок в Одессе общей площадью в 6,7 тыс. кв. м по цене 500,6 грн. за 1 кв. м, что в 8 раз меньше реальной рыночной стоимости. В результате госбюджет недополучил 23,5 млн. грн.
Прибыль в 6 млн. грн., которую получило «Инвестжитло» от продажи недвижимости, была потрачена на приобретение 29 квартир в Одесской и Николаевской областях по завышенным в два раза ценам. В результате госбюджет недополучил 2,9 млн. грн. Это при том, что десятки тысяч военнослужащих годами стоят в очереди на получение жилья.
КРУ также установило, что в договорах по инвестированию строительства Минобороны изменено целевое назначение земельных участков общей площадью 534,6 га, которые были отданы в пользование военным формированиям. Рыночная цена земли — 1 млрд. 739,4 грн. В частности, по договору с ООО «Теба Ко Лтд» о строительстве жилья Минобороны направило в Киевгорадминистрацию письмо, где заявило о согласии на прекращение права использовать земельный участок в Печерском районе, который в дальнейшем должен быть передан под строительство «Теба Ко Лтд».
Анатолий Гриценко тогда заверил, что никаких документов по незаконной раздаче земли не подписывал. По его словам, он был назначен 4 февраля 2005 г., тогда как договора о передаче земли были подписаны днем ранее — 3 февраля.
В 2006 г. депутаты от фракции Партии регионов призывали ВР образовать следственную комиссию для проверки причастности семьи Гриценко к госпредприятию Минобороны «Укрвоенстрой», но это не было сделано.
И при Гриценко, и при Еханурове под вывеской реформирования Вооруженных сил армию обескровливали. Были фактически расформированы самые боеспособные части и подразделения. Например, мы лишились лучшего, на мой взгляд, морского спецназа, который дислоцировался в Балаклаве, и сегодня некому помочь нашим морякам, попавшим в плен у берегов Сомали. Ответ на вопрос, почему г-н Гриценко чуть ли не рвет на груди рубашку, ратуя за вступление Украины в НАТО вопреки ее геополитическим и экономическим интересам, очень прост. В 1993-м он проходил обучение в Институте иностранных языков минобороны США, в 1994-м — на оперативно-стратегическом факультете Университета военно-воздушных сил США. Там, очевидно, и научили его Родину любить. Когда г-н Гриценко занимал пост министра обороны, в СМИ писали, что он «финансово зависим от Соединенных Штатов, поскольку возглавляемый им Центр им. Разумкова всегда существовал на американские гранты».
Нынешний министр обороны Ехануров достойно продолжает начатое дело. Те же махинации с землей и военным имуществом, банальное воровство бюджетных средств. И при этом еще цинично заявляет, что нечем кормить солдат в армии.
В результате мы имеем полностью деморализованную армию и полное бесправие военнослужащих, а факты коррупции в Вооруженных силах так и не получили должной оценки правоохранительных органов.
И вопрос даже не в ПДЧ и НАТО. В 2004 г. во время президентских выборов немало говорилось о том, что Украина станет процветающим государством. В результате за 4 года развален военно-промышленный комплекс, потенциал которого был настолько высок, что мы вполне могли бы стать одним из ведущих игроков на мировом рынке вооружений. Да и не только вооружений.
Срок полномочий Ющенко истекает, как и всей преступной сущности нынешней власти. Все они панически боятся неминуемой ответственности за свои деяния. Отсюда и провокации, грязь и низость, которые используются против нашей следственной комиссии и против меня лично. Лишение меня воинского звания офицера запаса в нарушение действующего порядка прохождения воинской службы — очередное тому подтверждение.
В заключение хотелось бы поблагодарить журналистов «2000» за их мужественную и честную позицию. Публикации в еженедельнике относительно поставок оружия в Грузию очень помогли членам комиссии в расследовании этого резонансного дела. Благодаря им нам удалось оперативно найти необходимые документы и доказательства, свидетельствующие о грубых нарушениях и коррупции высших должностных лиц, кто всячески поддерживал и вооружал Саакашвили.
Владимир СЕНЧИХИН
Газета "2000".

 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.