" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Потенциал «народной» дипломатии и значение ее применения в Афганистане Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41020321 Відвідувачів
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Урядовий портал
Укрінформ
Боевое Братство
Орденские планки – ветеранам
Міністерство оборони
Потенциал «народной» дипломатии и значение ее применения в Афганистане Надрукувати Надіслати електронною поштою
 Работа дипломатов и политиков приносит реальные результаты только тогда, когда учитываются традиции, история и культура наций и народов, какой бы части мира это не касалось. Применительно к Афганистану, изменить общественный уклад в стране пытались в свое время и Британская империя, и Советский Союз, и, как ныне, США и НАТО.  Однако изменение политического строя связано с изменением многовековых традиций, а это весьма трудно осуществимо в условиях Афганистана.  Для истории Афганистана было характерно отсутствие мощного влияния централизованной государственной власти. Государственные режимы всегда опирались на  поддержку извне, и, соответственно, в значительной степени выражали внешние по отношению к афганскому обществу интересы других держав.  
Таким образом в Афганистане государство никогда не могло играть значительную роль в формировании  культуры общества. Исторически, все усилия изменить обычаи и традиции, предпринимаемые «сверху», заканчивались почти безрезультатно. Афганское общество не прошло путь эволюции, который бы позволил воспринять социальные конструкции, импортируемые извне, равно социализм или демократию. Поэтому, на сегодняшний день, использование потенциала «народной» дипломатии было бы одним из наиболее эффективных путей решения проблем в Афганистане и вокруг него.
Целесообразно было бы широко использовать обычаи и традиции внутри афганских этносов, во-первых, для урегулирования многовековых не разрешенных конфликтных ситуаций, и, во-вторых, для  создания авторитетных органов государственной власти в центре и на местах. Имеется в виду, к примеру, необходимость учитывать мнение местных жителей при назначении должностных лиц, что часто не соблюдается. Нужно отказаться  от идеи поспешно навязать населению образ жизни, который все еще является чуждым для большинства – что можно сказать и  о западной модели демократии. По-видимому, для формирования нового менталитета большинства населения, как и для становления новых государственных институтов, потребуется значительный период времени.
Учитывая культурные и религиозные традиции, государству в Афганистане прежде всего необходимо выступать посредником для решения конфликтов между представителями разных афганских этносов, опираясь на поддержку общественного мнения внутри Афганистана. Странам-донорам, в первую очередь США и странам НАТО,  целесообразно было бы изменить свою политику, в частности:
– Сформировать новые структуры власти, в центре и на местах, в которых участвовали бы  представители всех этносов и племен. Провести реально демократичные выборы, не навязывая при этом только определенные кандидатуры.
–Установить действенный контроль, в том числе общественный, и ликвидировать коррупцию в органах власти, которая отвращает большинство населения, увеличивая тем самым  популярность талибов. При условии создания эффективной, не коррумпированной системы государственного управления в центре и на местах, талибы имеют мало шансов получить доступ к единоличному правлению, даже выборным путем.
– Ограничить вмешательство соседей и региональных стран в дела Афганистана в своих корыстных интересах.  
На сегодняшний день во многих проблемных странах мира для решения конфликтных ситуаций широко и успешно применяется общественная дипломатия со стороны властных структур местного и международного уровня и представителей зарубежных стран. Но, к сожалению, это часто не находит адекватного отражения ни в государственных, ни в частных СМИ.  
Например, в относительно недавнем прошлом гражданская война в Таджикистане была завершена при помощи эффективного посредничества  России и Ирана. Помимо государственных официальных посредников, в этом принимали участие, в том числе, и авторитетные общественные деятели из Таджикистана, Ирана и России. Согласие было достигнуто при помощи общественной дипломатии, с учетом местных традиций и менталитета таджикского общества. Положительный результат данных действий сохраняется по сегодняшний день. Таких примеров можно было бы привести  достаточно, и в прошлом, и в настоящем.
Хотелось бы кратко остановиться, на теоретико-прикладном  уровне, на том, что такое общественная дипломатия, и какой вклад она могла бы внести в будущем в урегулирование региональных конфликтов.
Понятие общественной дипломатии еще недостаточно изучено  в науке. В научной литературе имеются разные определения. Однако единого понимания здесь нет. Обычно используются такие термины как публичная дипломатия, народная дипломатия, общественная дипломатия. Данному вопросу посвящена богатая научная литература. В США и Европе созданы исследовательские центры, которые целенаправленно занимаются проблемами повышения эффективности публичной дипломатии.
В США после терактов 11 сентября 2001 г. было выпущено более 30 докладов государственных и общественных организаций, в которых анализируются возможности использовать имеющиеся ресурсы для того чтобы завоевывать умы и сердца населения зарубежных стран. Проблема эта настолько важна, что в Государственном департаменте США введена должность заместителя государственного секретаря по публичной дипломатии.
В западных странах публичной дипломатии уделяется очень значительное внимание. В 2006 г. была утверждена Национальная стратегия США по публичной дипломатии и стратегической коммуникации. В ней установлены три стратегические цели публичной дипломатии США. Первая из них состоит в том, чтобы предложить позитивное видение возможностей, которые коренятся в базовых американских ценностях. Вторая заключается в стремлении изолировать и маргинализировать экстремистов, которые угрожают свободе и миру. Наконец, третья состоит в том, что Америка должна развивать общие интересы и ценности с народами других стран, культур и конфессий  во всем мире.
Однако проблема состоит в том, что стратегия Госдепа, и другие подобные концепции, пока  не находят применения на практике в Афганистане. Это создает впечатление о преднамеренном затягивании кризисного состояния в Афганистане, с целью сохранения своего присутствия и влияния в регионе (не только в Афганистане, но и на «Большом Ближнем Востоке» в целом).
 
Сегодня при многих государственных органах создаются общественные и научные советы. Кстати, научный совет создан и при министре иностранных дел России. Однако в странах, являющихся очагами конфликта, например, таких как Ирак, Афганистан и Пакистан, отделы публичной  дипломатии, содействующие более гибкому достижению официально поставленных целей, к сожалению, пока отсутствуют. Страны-доноры пока также не предпринимают достаточные усилия, чтобы использовать ресурс общественной дипломатии как инструмент для нормализации ситуации. Возможно, правительства нестабильных стран не ставят перед собой такую задачу в связи с нехваткой подготовленных специалистов и финансовых средств.
Однако в истории Афганистана мнения старейшин всегда играли решающую роль для решения любых задач и проблем во всех частях страны. В Афганистане «народную дипломатию» можно было бы смело назвать дипломатией старейшин и религиозных лидеров. У всех этносов и народностей старейшины одновременно являются и общественными, и религиозными авторитетами, и главными носителями традиций и обычаев.
Вероятно, было бы целесообразно пригласить представителей старейшин для участия, на регулярной основе, в  работе правительства и МИДа, воспользовавшись их разнообразным  опытом для решения практических задач. Возможно, целесообразно было бы включать их в состав правительственных и «мидовских» делегаций для ведения переговоров, особенно в странах – соседях Афганистана, где находятся «ключи» решения многих афганских проблем. Несмотря на то, что многие из числа старейшин не имеют образования, или даже  просто являются неграмотными, их  высокий общественный статус и жизненный опыт можно было бы эффективно использовать  для реализации планов государства. Как успешный пример в этом отношении можно рассматривать практику Египта, где привлечение авторитета старейшин широко применяется для достижения целей внутренней и внешней политики.  
Говоря о разновидностях публичной дипломатии, следует отметить, что данная классификация еще далеко не завершена. В настоящее время можно выделить такие виды общественной дипломатии, как  культурная, научная, спортивная и другие, которые также можно было бы применить в Афганистане, наряду с «дипломатией старейшин».
Культура и внешняя политика очень тесно переплетены. Данное положение проявляется и в том, что многие деятели культуры используют свои таланты в дипломатии, а дипломаты – в культуре. Так, послом Киргизии во многих странах (в последнее время – во Франции и ряде других стран по совместительству) был писатель с мировым именем Чингиз Айтматов. Чрезвычайным и Полномочным послом Азербайджана в России является известный певец Полад Бюльбюль оглы. В свою очередь, министром культуры России в настоящее время является известный российский дипломат А.А.Авдеев. В этой связи можно приятно и правильно отметить назначением министра информации и культуры Афганистана Саида Махдума Рахина послом в Индии. Конечно, это способствует сближению двух стран, и этим он успешно реализует внешнюю политику Афганского государства.
Примером использования научной дипломатии в разрешении конфликтов может служить развиваемая в США концепция использования т.н. «групп по гуманитарному изучению местности» в районах, где американские войска ведут боевые действия. Использование таких групп, состоящих из ученых гуманитарных специальностей, в Афганистане позволило увеличить количество районов, поддерживающих афганское правительство, с 15 до 83. При этом значительно снизилось количество жертв среди местного населения, а войска даже сократили количество боевых операций. Поэтому Пентагон разработал инициативу «Минерва», в соответствии с которой ученые в области социологии, психологии, демографии и пр. будут активнее привлекаться в роли экспертов по проблемам противодействия терроризму в Афганистане, Ираке и подобных зонах. В 2008 г. Пентагон выделил 150 млн. долл. на научные исследования в этих целях, предполагалось увеличить количество указанных групп до 28. Новая стратегия президента Обамы включает активное использование и расширение концепции «гуманитарных групп», в том числе в приграничных городах и местностях Афганистана и Пакистана.
Поскольку в Афганистане ученые традиционно пользуются большим авторитетом, то целесообразно было бы, чтобы государство активно привлекало научных работников и исследователей, преподавателей и профессоров для решения текущих проблем во внутренней и внешней политике.
Что касается  возможностей  спортивной дипломатии в урегулировании конфликтов, то необходимо отметить, что  в августе 2008 г. на Олимпийских играх в Пекине золотую медаль по теквандо завоевал спортсмен из Афганистана Никпа Мохаммад. После  возращения он стал народным героем Афганистана, был тепло принят президентом Хамидом Карзаем. Его популярность можно было бы использовать в настоящее время в рамках народной дипломатии.
Накопленный в ООН опыт свидетельствует о том, что спорт помогает в миростроительстве и устранении последствий конфликтов. Сам по себе спорт увлекает, он позволяет вытащить боевиков, особенно малолетних, из мира сплошной стрельбы и убийств. Спорт, с одной стороны, развивает личную ответственность, а с другой, приучает к коллективным усилиям, что очень важно в плане социального воспитания. Кроме того, участие в соревнованиях приучает к подчинению установленным правилам, обязательным для исполнения всеми.
В августе 2006 г. миротворцы ООН и МОК провели «Игры мира» в Киншасе. Аналогичные мероприятия намечено провести в Либерии и Кот-д’Ивуаре. Спорт используется и в рамках других организаций системы ООН  К сожалению, Афганистану в этом отношении пока уделяется меньше внимания (Хотя в тех зонах, где талибы не пользуются большим влиянием, имеются большие перспективы использования спорта для миростроительства, чему могло бы содействовать афганское государство при взаимодействии с ООН).
В завершение хотелось  бы отметить, что в международной практике имеются и другие виды публичной дипломатии, например, церковная и религиозная дипломатия. В Афганистане возможно было бы более широко использовать авторитет мулл и священнослужителей, например, их традиционные выступления в мечетях после молитвы, в святых местах, в хусейниях и такияханах (святые места шиитов). Помимо священнослужителей, в этих местах могли бы выступать и представители власти (по примеру Ирана и арабского мира). Однако данную  возможность активно используют представители «Аль-Каиды», «Талибана» и  Исламской партии Афганистана (ИПА) под руководством Хекматияра, в частности, в разных пограничных городах и местностях Пакистана, Пуштунистана и Афганистана. (Видео-записи этих выступлений можно часто увидеть на сайте Youtube, на которых видно, что  они окружены многочисленными слушателями).  Так они привлекают на свою сторону умы и сердца населения. Это также является примером эффективного использования мощного потенциала общественной дипломатии, но, к сожалению, в деструктивных целях.
Таким образом, возможности общественной дипломатии в урегулировании афганского кризиса весьма значительны. Необходима целенаправленная работа для реализации этих возможностей. Однако во многих странах мнения ученых и специалистов еще пока недостаточно учитываются при  формулировке и осуществлении задач внешней (и внутренней) политики. К сожалению, афганское государство не является исключением. Это касается не только привлечения ученых, но и других  вышеназванных разновидностей общественной дипломатии.
Шах МАХМУД
Источник: Афганистан.Ру
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.