" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Региональная интеграция Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41039974 Відвідувачів
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Міністерство оборони
Орденские планки – ветеранам
Урядовий портал
Боевое Братство
Укрінформ
Региональная интеграция Надрукувати Надіслати електронною поштою
 Региональная интеграция из области научно-теоретических дискуссий на геополитическую тему приобрела прикладной практический характер сразу по окончании второй мировой войны. Издревле существовали природные и политические ограничения, разобщенность человечества на земле, культурная (языковая и религиозная) и историческая однородность и схожесть. Специфические политические условия привели к тому, что вопреки этой схожести определенные географические рамки превратились в территории политической власти, которые мы и называем государством. Важнейшим фактором, сыгравшим основную роль, является появление и расцвет национализма в Европе – явления, ставшего причиной двух мировых войн. Однако после Второй мировой войны на место национализму постепенно приходит понимание необходимости сотрудничества между странами, и в 1946 году идею создания единой Европы озвучил бывший министр иностранных дел Франции.

Мы знаем, что страны Западной Европы имеют много общего. В период Римской империи практически вся территория (200-470 г.г. н.э.) считалась единой политической структурой. В Средние века Западная Европа находилась под протекторатом католического Ватикана. За небольшим исключением, западноевропейские языки относятся к двум языковым группам: романской (итальянский, французский, испанский, португальский) и германской (немецкий, немецкий австрийский, английский, скандинавские языки). С середины 15 века и до окончания Второй мировой войны (порядка шестисот лет) Западную Европу сотрясали войны и кризисы. Как мы уже подчеркивали, основным двигателем войн был национализм, который сталкивал интересы крупных колониальных западноевропейских держав за пределами Европы.
Промышленная и колониальная Европа щедро поделилась наследством национализма как самым лучшим и превосходным средством господства над другими со странами Азии и Африки. И в Азии и в Африке уже существовали так называемые культурно-исторические зоны, которые на протяжении сотен лет составляли единое политическое пространство. Присутствие колонизаторов в этих зонах (регионах) стали причиной разобщенности исторической непрерывности и разобщения культурной общности. Одна из таких историко-культурных зон в Азии – район юго-запада, включающий в себя Индию, Пакистан, Афганистан, Среднюю Азию – частично Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению, Иран и Азербайджан. Этот район имеет следующие элементы единообразия:
•    Две языковые семьи : индоевропейская (хинди, урду, фарси, дари, пушту, белуджский, курдский) и тюркская (узбекский, киргизский, туркменский, казахский и азербайджанский). Однако с исторической точки зрения вся эта территория считается зоной индоиранских языков.
•    Этот регион является территорией расцвета исламской цивилизации. С 16 века по мусульманскому летоисчислению (17 век н.э.) с появлением Сефевидов и установлением власти Гургенидов в Индии этот регион управлялся из одного центра. Этим центром был в разное время и Нишапур (при Тахиридах), и Систан при Сафаридах, и Фараруд при Саманидах, Газни и Лахор при Газневидах, Фирузкух при Гуридах, Хорасан при Сельджукидах, Ургенч при Хорезмшахах, Самарканд при Тимуридах. Герат и Кабул при наследниках Тимура, Агра и Дели при Великих Моголах, Мешхед при Надиршахе Афшаре, Кандагар и Систан при Ахмадшахе Дуррани и династии Абдали. Таким образом, история этого региона за редким исключением была историей каких-либо племен и народностей. Для населяющих эту территорию народностей важным была культурная популярность правящей элиты.
Как я уже сказал, с середины восемнадцатого века англичане с востока, а русские с севера начали наступление на этот регион, и, продвигая идеи национальной тенденциозности (предубеждений), создали почву для своего господства и почву для последующих разделов территории.
Если учесть, что новые политические единицы (страны) в любой момент своей истории никогда не были самостоятельными, а являлись частью единого культурно-исторического пространства, распад единого целого на многочисленные государства никогда не сможет сохранить историко-культурное единообразие. И, таким образом, мы наблюдаем, что в каждой из таких стран появляются причины нарождающихся кризисов. Притязания Азербайджана и Армении на территорию Нагорного Карабаха, напряженная ситуация в Иране, Турции и Ираке в связи с разделением курдского народа, споры между Афганистаном и Пакистаном по вопросу раздела территории пуштунских племен, напряженность между Узбекистаном и Таджикистаном в вопросе расселения таджиков и узбеков, натянутость отношений Индии и Пакистана в вопросе Кашмира, напряженность между Узбекистаном и Туркменией из-за Хорезма и Чарджоу.
В этой связи многие из этих стран пытаются обосновать свою идентификационную сущность. Это и Пакистан, и Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, частично Азербайджан. Ибо, как я уже говорил ранее, ни одна из этих стран не имеет исторического существования, и поэтому каждая из них пытается подделать исторические документы и распространить и состыковать свою нынешнюю политическую географию с едиными историческими событиями, которые не вяжутся с ограниченными рамками политической географии. И хотят направить поток из непрерывного течения исторических событий в сторону названия племени или национальности, по которому государство сейчас называется. Некоторые страны для сохранения своего существования приложили руку к созданию атомной бомбы. Нельзя поверить, что можно обеспечить безопасность в регионе, если оставить без внимания исторические реалии и не посягнуть на источники зарождающихся кризисов.
Бросается в глаза, что политическая ситуация в регионе очень воспалена. Любое своевольное изменение в политической географии одной страны повлечет за собой изменения в оставшихся странах. Разделение одной страны по национальному или языковому признаку потянет за собой дальнейшее разделение. Самым воспаленным узлом противоречий является пограничная полоса между Афганистаном и Пакистаном. Большая часть пуштунов проживает в Пакистане. В последнее время в связи с известными изменениями и приходом к власти в Афганистане определённых кругов приграничный кризис превратился в мощный очаг напряженности. Представители этих кругов, не обращая внимания на высказанные выше исторические реалии и руководствуясь своими принципами национального (племенного) превосходства, хотят разрушить баланс сил в стране и регионе. Их провокации усилились после прихода в Афганистан международных коалиционных сил во главе с США. Эти круги прилагают все усилия, чтобы направить иностранных солдат на ту сторону линии Дюранда. Много раз говорилось, что для уничтожения международного терроризма необходимо нанести удар по его гнездам.
Важно отметить, что сильное желание основано на беспочвенных слухах о заинтересованности Вашингтона в раздроблении Пакистана. Тем более, что в настоящее время никаких объективных предпосылок для этого нет. Второй пример, о котором я упоминал выше – напряженность между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах – территория, населенная азербайджанцами, в результате административного советского деления, которое впоследствии стали называть «топором раздела», отошла к Армении. После развала СССР Азербайджан, используя поддержку Соединенных Штатов, попытался восстановить контроль над территорией. Однако, кроме трех лет войны и опустошения территории – других достижений не произошло.
Не существует никаких признаков, говорящих о том, что великие державы заинтересованы в изменении нынешней политической географии в регионе. По словам профессора Альберта Штайла, специалиста по Афганистану из университета Цюриха, мир признает Пакистан по всем основным параметрам: Пакистан представлен в ООН. Политические планы Пакистана официально признаны. Нет никаких судебных исков, связанных с конфликтами по поводу территориальной целостности. Действительно, следовать по этому пути сложно. Мировое сообщество единодушно признает приграничную полосу между Афганистаном и Пакистаном рассадником и гнездом терроризма и фундаментализма. Поэтому Пакистан, наблюдая за присутствием иностранных войск в соседнем Афганистане, усиливает свои позиции в приграничных районах с той стороны линии Дюранда. (Подобное случалось во времена присутствия советских войск в Афганистане). С другой стороны, в Афганистане углубляется кризис, и набирают обороты планы определенных кругов в правительстве использовать господствующий шовинизм в своих корыстных целях. Основное беспокойство у них вызывает ситуация, при которой, если этот вопрос не будет решен сейчас, то, когда иностранные войска будут выведены из страны, Афганистан не выстоит в одиночку против Пакистана.
Итак, можно кратко резюмировать: возвышение определенной национальности над определенной политической географией или создание мононациональных государств невозможно и нецелесообразно. Вновь образованные страны (после развала Советского Союза) причащаются из этого источника претензий. Однако для отсталого с исторической и культурной точек зрения Афганистана бессмысленное следование этим претензиям ничего хорошего не принесет. Такого рода претензии только за последние 25 лет прошлого века трижды приводили иностранные войска в регион. Сделай же вывод из малого.
Хотел бы привести один положительный пример опыта международных отношений. Европа, после шестисот лет непрерывных войн, причинами которых были попытки возвысить одну нацию над другой, поняла, что есть другой путь мирного сосуществования вне рамок языкового и национального единообразия: нации, участвовавшие в Столетней, Тридцатилетней, Семилетней и двух катастрофических мировых войнах для сплочения народов этих стран оставили в прошлом правовые ценности границ. И сейчас между Австрией и Германией, Германией и Люксембургом, Чехией и Германией, Бельгией и Германией, Германией и Голландией не существует юридических границ. В этом начинании особенности народов и языков не стали препятствием.
Хочу в этой связи напомнить отрывок из великого поэта Мавлана:
Ой, как много индусов и турок, говорящих на одном языке
Ой, как много, когда два турка не понимают друг друга,
Язык близкого друга – нечто другое,
Говорить на языке сердца лучше.
Давайте взглянем на вещи реально – ни одна страна Юго-Западной Азии, включая Среднюю Азию, не была создана в результате референдума или всеобщего опроса. Народности, проживающие на их территории, не отличаются единообразием, национальные меньшинства разбросаны. Тюркоговорящие и персоязычные разъединены в большей степени. Курды и белуджи разделены таким же образом. В этой связи пуштуны менее всего пострадали от разделения. Небольшая лишь часть проживает в Индии, остальные же – в двух государствах: Афганистане и Пакистане. Итак, если претензии какой-либо из национальных (племенных) образований или языковых групп будут удовлетворены (а нет уверенности, что за этим не последуют претензии остальных), то регион превратится в настоящий ад.
В этой связи доводы региональной интеграции здесь в большей степени объяснимы, объективны и практичны, нежели в Европе. Самым важным и самым главным объединяющим доводом между народами, населяющими регион, является Ислам. Ислам выступает стержнем «общей культуры», цементирующей основой единения сердец народов региона на протяжении тысячи четырехсот лет.
На религиозно-политической почве, которую принес Ислам, общая культура и, прежде всего, литература (как распространяемое слово) обрели свои формы, в которых блистали представители всех народностей. В части обширной истории цивилизации региона Ислам, литература, история населяющих регион народов нашли язык, в котором отразилось присутствие духовного и материального каждого из народов. Язык фарси-дари выступил как межнациональное средство общения, своего рода Lingua Franca, на котором представители проживающих народов и племен излагали свои мысли и чувства, и каждый вложил свою драгоценную лепту в его развитие. Колониализм первым делом приложил руку к разделению народов по языковому и национальному признаку, будь то Средняя Азия или Индия, и разделению ранее единого языка на иранский, афганский, маверранахрский и индийский. Такая точка зрения настолько сложилась в умах, что некоторые уже думают, что фарси-дари – это язык отдельного народа, называемого таджики, в то время как в совершенствовании и украшении этого языка участие тюрков и индусов ничуть не меньше участия других народов.
Предпосылками региональной интеграции, помимо историко-культурной общности, могли бы стать совместные экономические интересы, включая справедливое распределение водных ресурсов. Вопрос распределения воды является спорным практически у всех стран региона.
Однако самым главным доводом или доводами региональной интеграции являются вопросы политики и безопасности. По моему мнению, самой уязвимой точкой, влияющей на безопасность в странах региона, является чрезвычайная возбудимость национальных меньшинств. Это явление создает благоприятную почву для дальнейших провокаций и агрессии великих держав.
Такая страна, как Афганистан, помимо этих побуждающих факторов, с точки зрения климатических условий подверженная засухе в большей степени, нежели сопредельные государства. Определенные воинственные круги в правительстве Афганистана, усиливая враждебность с восточными и западными соседями (с Ираном и Пакистаном, которые имеют доступ к международным источникам воды), спят и видят установление воздушного моста между США и Афганистаном. Вместе с тем здравый ум подсказывает, что самый главный, самый ценный и самый легкий путь к процветанию Афганистана – это мир со своими западными и восточными соседями.
Говорят, что Афганистан пользуется своим важным геополитическим положением. Однако следует заметить, что важное геополитическое положение страны постоянно использовалось великими державами в своих корыстных целях, не в интересах Афганистана, который рассматривали как проход к Индии или Средней Азии.
Присутствие на территории страны иностранного военного контингента тоже может рассматриваться нами в том же ракурсе. Афганистан только тогда сможет воспользоваться своим положением, когда изменятся правила игры, когда направление движения будет определяться системно из центра на места, а не наоборот. А это возможно при реализации стратегии региональной интеграции. Понимая, что Афганистан находится в центре этой культурно-исторической зоны, реализация региональной интеграции может заменить противостояние и соперничество великих держав на согласие и взаимопонимание всего мирового сообщества.
Сформулировал бы вопрос следующим образом и адресовал его правящим кругам в Кабуле: «Итак, какой путь вы выбираете – интеграция и объединенные усилия в интересах всех участников или вражда и ненависть, что пойдет на пользу не Афганистану и региону, а великим державам, находящимся вдалеке?».
С другой стороны, интересы Афганистана с крупными странами региона, такими как Россия, Китай и Индия сплелись в единый клубок. Афганистан не остров, и он не может жить в противостоянии и враждебности со странами ШОС. И эту реальность должен официально признать блок НАТО и одобрить. Выбор путей тылового обеспечения войск НАТО в Афганистане через территории бывших советских республик может стать открытой дорогой для транзита и товарообмена между Европой и Южной Азией.
И напоследок. Единая Европа – это модель для подражания странам региона, от России до Индии, к которой следует направить свои устремления.
Доктор МЕХДИ
Источник: Афганистан.Ру
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.