" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Принуждение талибов к миру становится новой целью США в Афганистане Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41177889 Відвідувачів
Орденские планки – ветеранам
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Міністерство оборони
Боевое Братство
Урядовий портал
Укрінформ
Принуждение талибов к миру становится новой целью США в Афганистане Надрукувати Надіслати електронною поштою
 Решение президента США Барака Обамы увеличить на 30 тыс. военнослужащих боевые резервы в Афганистане свидетельствует о том, что реализация заявленной в самом начале 2009 года «новой афганской стратегии» Белого дома началась. Однако, несмотря на заявленную американскую мощь, которая, в начале 2010 года, очевидно, предпримет радикальные усилия по обеспечению своего абсолютного доминирования на афганском театре военных действий, остаются до конца не проясненными новые цели США в Афганистане. А без такой ясности невозможно говорить о сути начавшихся перемен в западном проекте афганской модернизации.
О том, что смена целей в «афганской стратегии» Вашингтона произошла, на наш взгляд, недвусмысленно свидетельствуют события последних нескольких месяцев (в том числе – и сценарий проведения президентских выборов в Афганистане, избранный американскими и европейскими союзниками).
Следует отметить, что нынешние стратегические коррективы в «афганский проект» - как минимум, третьи по счету, с момента начала операции США в регионе в 2001 году. Другими словами, «новая стратегия» Барака Обамы – это уже третья стратегия Запада в отношении Афганистана.
Напомню, что сначала, в 2001 году, целью номер один для США было уничтожение государства талибов в Афганистане – как союзника «Аль Каиды».
Затем – когда эта цель была достигнута – приоритетом западной стратегии стало построение нового, нефундаменталистского государства в Афганистане (то, что называют проектом западной модернизации афганской государственности). Основы этой стратегии были заложены решениями Боннской конференции. В решении задачи государственного строительства и приняли участие силы НАТО, привлеченные американскими союзниками для преодоления проблем безопасности и гражданской реконструкции Афганистана.
Сегодня, по происшествии восьми лет, приоритетной для Америки и ее партнеров по Североатлантическому альянсу становится новая задача - принуждения талибов к миру – как условие сворачивания афганской миссии НАТО и вывода основной части западных сил из региона (очевидно, что в полном составе атлантический контингент из региона выведен не будет ни при каких условиях).
Отметим, что если вторая смена западной стратегии произошла вследствие успешной реализации первой задачи (разгрома государства талибов), то третья (принуждение к миру Талибана) – напротив – возникла из-за неудачи проекта западной модернизации афганского государства, как реакция на эту неудачу.
Причины этой неудачи очевидны – «воскрешение» Талибана и перехват им военно-политической инициативы в Афганистане произошел раньше, чем оказались сформированы эффективные национальные государственные структуры, способные обеспечить «политическое погребение» талибов.
Теперь уже не важно, что стало причиной такого диссонанса: то ли талибы ожили слишком быстро, то ли западные союзники и их афганские партнеры во главе с президентом Хамидом Карзаем замешкались – факт незавершенности государственно-политического строительства в Афганистане, что называется, налицо.
То, что Соединенные Штаты признают этот факт (после короткого периода «семейной ссоры» НАТО с Хамидом Карзаем, в ходе которой обе стороны обвиняли друг друга в неудачах и провалах, причем, по большому счету, правы были все) и свидетельствует решение об отправке в Афганистан новых 30-тысячных резервов.
Американцы, безусловно, хотели бы попытаться решить две стратегические задачи афганской проблемы одновременно – ускорить процесс формирования эффективных национальных государственных структур в Афганистане и принудить к миру движение талибов. Однако, пока еще нет оснований говорить о том, что сразу две эти задачи Вашингтон сможет решить параллельно. Очевидно, что такая повестка дня для НАТО и дворца «Арг» является крайне сложной и, может быть, самой сложной из всех, которые до сегодняшнего дня были представлены.
Ключевая проблема «новой афганской стратегии» США – проблема субъекта. И если – после некоторых нервозных политических судорог – Вашингтон и его союзники по НАТО приняли решение сохранить режим Хамида Карзая (как субъект для реализации проекта строительства национального государства в Афганистане), то в части проекта принуждения к миру Талибана такой субъект до сих пор отсутствует.
Очевидно, что сам по себе субъект для переговоров с Западом в движении «яростных мулл» не появится, или появится очень не скоро. Значит, первоочередной задачей для США и администрации президента Хамида Карзая становится формирование такого политического субъекта. Без решения этой задачи американские операторы афганского политического процесса не смогут сформировать в проблемном регионе инфраструктуру принуждения талибов к миру. Новые американские и натовские резервы могут быть лишь частью – хотя и, безусловной, важнейшей – такой инфраструктуры принуждения.
Опуская некоторые существенные условия формирования инфраструктуры принуждения талибов к миру, остановлюсь лишь на трех моментах, без которых «новая американская стратегия», на мой взгляд, не имеет шансов на успех.
Важными элементами создаваемой американцами инфраструктуры принуждения к миру должны стать:
•    формирование стратегического пограничного консенсуса между Кабулом и Исламабадом (речь идет о «линии Дюранда», которую до сих пор не признают в качестве границы между Афганистаном и Пакистаном кабульские элиты). Без окончательного «решения пограничного вопроса» вооруженный конфликт между Афганистаном и Пакистаном будет неизбежен. А именно перспектива такого конфликта заставляет определенную часть пакистанских силовых элит поддерживать – в той или иной форме – проект Талибана.
•    управляемая внешняя фрагментация и модернизация Талибана, который, хотя и не является единым, тем не менее, существует как горизонтальная сетевая структура, имеющая все еще значительный (хотя и ограниченный) потенциал выживания. Целью этой фрагментации должно стать формирование внутри движения «яростных мулл» субъекта для ведения переговоров с западными представителями, либо с администрацией президента Карзая. Без такого субъекта переговорный процесс строить будет просто не с кем. Другими словами, западной коалиции и Хамиду Карзаю сегодня необходим в Талибане человек, который – при определенных условиях - подпишет с ними мир. Сегодня такого человека или группы лиц нет.
•    военная победа сил США и НАТО над талибами, невосстановимое разрушение боевой и тыловой инфраструктуры Талибана и перехват у непримиримой вооруженной оппозиции военно-политической инициативы в афганско-пакистанском пограничье. Собственно, для решения этой задачи весной 2010 года, очевидно, и понадобятся направляемые Бараком Обамой в Афганистан 30-тысячные американские резервы.
И еще одно существенное замечание. Одним из итогов незавершенности проекта западной модернизации афганского государства в 2002-2009 годах стала мода на пессимизм в международном сообществе относительно «афганского проекта» США и НАТО. Представляется, что американским и европейским участникам афганской коалиции следует предпринять серьезные усилия, чтобы сменить этот политически модный тренд на прагматичный реализм – ведь нельзя начинать какое-то большое дело, с самого начала не веря в его успех.
Мода на пессимизм сегодня разлагает общественное мнение в странах атлантической коалиции, обессмысливает жертвы, которые несут военные, подавляет волю политических лидеров и – вселяет мужество в сердца талибов и смертников «Аль Каиды». Возможно, новая военная победа американцев в Афганистане, шансы на которую, повторимся, весьма велики, поможет преодолеть психологическую усталость в западном общественном мнении. В противном случае, боевые успехи американских сил в Афганистане будут легко дискредитированы в их же собственном «глубоком тылу», где тон в акцентах и интонациях задают средства массовой информации, сегодня придерживающиеся «моды на пессимизм».
Таким образом, важнейшим элементом «новой афганской стратегии» США и НАТО должна стать реабилитация в западном общественном мнении проекта борьбы с Талибаном – как с сообществом радикальных религиозных экстремистов, и принуждения этого сообщества к миру. Такая реабилитация предполагает проведение специальных информационных кампаний, воздействующих на общественное мнение в странах атлантического сообщества. Несомненно, очень многие аргументы для ведения таких кампаний информационные службы США и НАТО почерпнут в самом Афганистане, подавляющее большинство жителей которого не хотят возвращения средневекового режима «яростных мулл» к власти в Кабуле.
Андрей Серенко,
 эксперт Центра изучения
современного Афганистана (ЦИСА).

Источник: Афганистан.Ру
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.