" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Законодательство СНГ о ветеранах Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41057840 Відвідувачів
Міністерство оборони
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Орденские планки – ветеранам
Укрінформ
Урядовий портал
Боевое Братство
Законодательство СНГ о ветеранах Надрукувати Надіслати електронною поштою
Текущие демократические процессы в странах-участниках Содружества Независимых Государств демонстрируют их стремления развивать общественные отношения, гарантирующие конституционно-правовую защиту прав и свобод человека и гражданина, включая ветеранов. Существенное влияние на содержание и характер применения законодательства о ветеранах оказали современное международное законодательство, а также правовые нормы ведущих индустриально развитых стран Запада.
В настоящее время в основах конституционного строя всех стран СНГ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита вменяются в обязанность государства, которое должно стремиться к обеспечению социального равенства путем установления льгот тем, кто составляет наименее обеспеченную и социально слабо защищенную часть населения.
Одной из составляющих военного потенциала государства, безусловно, является моральная готовность его населения к защите своей родины, непосредственно зависящая от уверенности военнослужащих, в том числе и участников боевых действий, в своей защищенности при травмировании и в гарантированном обеспечении членов его семьи в случае гибели.
В этой связи совершенствование их социально-правового обеспечения в странах СНГ состоит в установлении надёжной конституционно-правовой защиты. Государства Содружества проявляют социальную и правовую заботу об указанной категории граждан, осуществляют четкую регламентацию форм их государственно-правовой защиты.
Иными словами, социальная защита и реабилитация ветеранов в странах СНГ- это вид государственной защиты, представляющий собой деятельность государств по установлению норм и осуществлению мер правового, экономического, организационного характера, направленных на поддержание их достойного уровня жизнедеятельности. Одновременно с этим, социально-правовая защита ветеранов - это правотворческая и правоприменительная деятельность органов государственной власти по реализации защиты юридическими средствами прав и законных интересов ветеранов, направленная на восполнение утрат, возмещение ущерба, в том числе здоровью, посредством мер компенсации, реабилитации и установления специального их правового положения.
Следует отметить, что после Великой Отечественной войны военнослужащие Вооруженных Сил СССР принимали участие в локальных войнах и вооруженных конфликтах. 1 425 036 военнослужащих и гражданских специалистов принимали участие в боевых действиях, из них 26 122 человека погибли. При этом не все участники боевых действий имели правовой статус ветеранов боевых действий. С роспуском СССР количество «горячих точек», в военнослужащим, значительно увеличилось. Однако законодатели Содружества не всегда своевременно реагируют на условия быстро меняющейся политико-военной обстановки. Этим объясняется возникающий правовой «вакуум» в законодательных и иных нормативно-правовых актах, устанавливающие права, обязанности, льготы и компенсации ветеранам боевых действий.
По этой причине в реализации прав участников боевых действий накопилось много проблемных вопросов. Так, представляется необходимым, чтобы военнослужащие, в том числе направляемые для непосредственного участия в боевых действиях, должны четко знать свое правовое положение (правовой статус), иметь объективное представление о гарантиях своей социальной защиты, установленных законодателем для участников боевых действий. В этом случае, важна выраженная позиция государства по поводу обеспечения правовой и социальной защиты не только участников боевых действий, но и членов их семей.
Вопросы правового статуса участников боевых действий являются важнейшими для теории и практики военного законодательства в рамках реформирования Вооружённых Сил стран Содружества. В этой связи, в числе приоритетов военной реформы важное место уделено развитию системы реализации права военнослужащих на охрану своего здоровья и всесторонней (медицинской, психологической, профессиональной, социальной, экономической, политической и др.) реабилитации после окончания военной службы.
Кроме того, повышенное внимание к проблемам сохранения жизни и здоровья военнослужащих обусловлено кардинальными изменениями в общественно-политической структуре государств Содружества. Данные обстоятельства предопределили принятие органами государственного и военного управления комплекса мер по активизации их целенаправленной деятельности в области сохранения жизни, здоровья военнослужащих и всего комплекса их социального обеспечения. Это нашло отражение в ряде нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение охраны жизни и здоровья военнослужащих, что составило первостепенную задачу органов военного управления и их должностных лиц. Тем не менее, результаты анализа правоприменительной практики свидетельствует о том, что реализация упомянутого права часто сталкивается с непреодолимыми трудностями, обусловленными запаздыванием разработки эффективных механизмов реализации этого права.
В то же время Вооруженные Силы обеспечены боевой техникой, высокоэффективным оружием, боеприпасами и иными видами сложных технических устройств, необходимых для поддержания боевой готовности и боеспособности войск. В этой связи, деятельность военнослужащих связана не только с эксплуатацией источников повышенной опасности, обладающих вредоносными свойствами, которые в процессе использования не поддаются полному контролю со стороны человека и способны причинить вред его жизни или здоровью, но и с осуществлением специфических видов военной деятельности.
В самом деле, участие военнослужащих в различных учениях, выполнении учебно-боевых и боевых задач, в разрешении вооруженных конфликтов, испытаниях новых образцов техники и вооружения, утилизации химического и ядерного оружия объективно сопряжено с повышенным профессиональным риском. При этом высока вероятность причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Вместе с тем разработка и внедрение перспективных систем и средств поражения, применяемых для обеспечения успеха в боевых действиях, объективно опережает разработку соответствующих средств защиты. Причём, последствия их воздействия на здоровье военнослужащих, могут проявляться только через 5-30 лет.
Правовую основу института возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, составляют нормы об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, об их государственном социальном обеспечении, а также членов их семей. Несмотря на государственное пенсионное обеспечение, страховые и компенсационные выплаты, льготы, предусмотренные законодательством в отношении некоторых категорий военнослужащих и членов их семей, органам государственной власти приходится время от времени принимать дополнительные регламентирующие правовые акты, направленные на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью.
Принятие подобных правовых актов, с одной стороны, указывает на отсутствие единого, законодательно закрепленного механизма защиты нематериальных благ (жизни и здоровья) военнослужащих и ветеранов. С другой стороны, содержание таких правовых актов, направленных на возмещение вреда отдельным категориям военнослужащих, свидетельствует, что пенсионное обеспечение, страховые выплаты, компенсации и льготы, установленные законодательством, не всегда полностью обеспечивают возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Право ветеранов военной службы и боевых действий на охрану здоровья и поддержание достойного уровня жизни определяет необходимость всестороннего анализа действующего законодательства. Оно основано на существующей юридической теории и практике в интересах выработки рекомендаций по его совершенствованию.
Однако вопросы, связанные с реализацией конституционно-правовых основ социальной защиты и реабилитации ветеранов боевых действий, не нашли пока должного отражения в действующих законодательствах и нормативно-правовых актах стран СНГ.
В ходе реформирования Вооруженных Сил в странах СНГ большое значение уделяется вопросам снижения случаев гибели и травматизма среди военнослужащих в мирное время, обеспечения их безопасности. Однако соответствующая правовая регламентация обеспечения безопасности военной службы с целью сохранения жизни и здоровья военнослужащих является недостаточной. Так,  по мнению ряда правоведов, в нормативных правовых актах, действующих в Вооруженных Силах в странах СНГ, отсутствуют четко сформулированные: а) задачи в области обеспечения безопасности военной службы; б) правовые основы регулирования безопасности военной службы; в) принципы обеспечения безопасности военной службы; г) направления обеспечения безопасности военной службы; е) полномочия органов исполнительной власти по ее обеспечению; ж) полномочия органов военного управления, командиров (начальников) по обеспечению безопасности военной службы; з) система органов, сил и средств, обеспечивающих безопасность военной службы.
В этой связи военнослужащие и лица, потерявшие кормильца, прибегают к длительным судебным тяжбам с целью защиты своих прав на возмещение вреда (в частности, права на возмещение утраченного заработка, дополнительно понесенных расходов в связи с повреждением здоровья или смертью кормильца), а также на компенсацию морального вреда.
Однако специальных исследований, посвященных проблемным вопросам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, с учетом существенно изменившегося гражданского законодательства и складывающейся правоприменительной практики в области гражданско-правовой защиты жизни и здоровья военнослужащих, не проводилось. Поэтому разработка действенных мер по совершенствованию социально-правовой защиты ветеранов боевых действий имеет научную теоретическую и практическую значимость.
Основными задачами таких перспективных исследований могли бы стать:
- выявление конституционно-правового содержания социальной защиты и определение правового статуса военнослужащих, ветеранов военной службы и участников боевых действий в странах СНГ;
- проведение анализа законодательства стран СНГ в сфере социальной защиты и реабилитации ветеранов;
- оценка современного состояния социально-правовой защищенности ветеранов в период прохождения службы, и после ее прекращения;
- определение сущность и содержание реализации права ветеранов на охрану здоровья и его юридических гарантий;
- установление особенностей современной практики применения правовых норм, направленных на защиту нематериальных благ ветеранов;
- выявление особенностей опыта реализации законодательства по защите прав ветеранов в зарубежных странах;
- исследование деятельности органов государственной власти и ветеранских общественных организаций стран СНГ в области социальной защиты ветеранов разных категорий;
- проведение системного анализа конституционно-правовых норм, установленных для ветеранов в странах СНГ, в интересах совершенствования существующей правоприменительной практики;
- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию конституционно-правовых основ и норм социальной защиты и реабилитации ветеранов.
Такой широкомасштабный комплекс исследований позволит более полно и подробно оценить современное состояние правового регулирования социальной защиты и реабилитации ветеранов, а также будет содействовать разработке научно обоснованных, систематизированных представлений и знаний о механизме правового регулирования и средствах правового воздействия на государственную политику в области социально-правовой защиты ветеранов с целью повышения ее эффективности. Помимо этого, разработка в последующем единых теоретических концепций конституционно-правовой защиты ветеранов позволит существенным образом переработать всю систему законодательных норм в этой области и повысить уровень жизни ветеранов в странах СНГ. К основным направлениям совершенствования государственной политики стран СНГ по вопросам социальной защиты и реабилитации ветеранов должны быть отнесены: организационно-правовое, информационно-аналитическое, медико-социальное, упорядочение деятельности общественных организаций и учреждений, научно-исследовательское.
Основными направлениями сотрудничества стран СНГ (в т.ч. политических партий и общественных организаций) в интересах решения актуальных проблем ветеранов должны стать:
- выработка государственной политики в области качества жизни ветеранов, членов семей погибших и жертв терроризма;
- создание материальной базы для обеспечения жизненно необходимых потребностей ветеранов и инвалидов;
- обеспечение политических условий для реализации правовой и социальной защищенности ветеранов и инвалидов, предоставляемых конституционных гарантий;
- создание новых экономических условий жизнеобеспечения ветеранов и инвалидов;
- создание нравственной обстановки в обществе и возможности для проявления личностных качеств;
- разработка единой методики определения качества жизни ветеранов и инвалидов на основе объективных потребностей;
- разработка республиканских, федеральных и ведомственных целевых программ повышения качества жизни ветеранов;
- совершенствование нормативного урегулирования вопросов юридической ответственности граждан и должностных лиц за противоправные действия, совершенные в отношении ветеранов, устранение пробелов и противоречий в законодательствах;
- усовершенствование существующих в странах СНГ процедур осуществления прав ветеранов боевых действий.
Широкое участие общественных ветеранских организаций в защите прав и законных интересов ветеранов значительно расширяет возможности эффективного осуществления задач по социально-правовой защите и реабилитации указанной категории граждан. В современных условиях ветеранские организации, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими заинтересованными организациями (политическими партиями, профсоюзами, молодежными и религиозными организациями) могут выступать с законодательными инициативами, которые призваны:
- расширить теоретико-правовую и методологическую основу для дальнейшей разработки проблем в сфере социальной защиты и реабилитации ветеранов стран СНГ;
- содействовать разрешению правовых проблемы в странах СНГ в части обоснования и реализации необходимых мер по усилению правового регулирования социальной защиты и реабилитации ветеранов;
- вырабатывать предложения по совершенствованию закрепления в нормативных актах права ветеранов на охрану здоровья и комплексное социальное обеспечение, равно как и гарантии его реализаций.
Активное же участие ветеранских организаций Международного союза «Боевое братство» через Рабочую группу Всемирной Федерации Ветеранов по делам ветеранов СНГ в законотворческой деятельности, в том числе и в подготовке к проведению 7-й Международной конференции по законодательству о ветеранах и жертвах войны, которая состоится в ноябре 2010 года в г. Париже (Франция), может и должно стать новым мощным толчком в деле всесторонней защиты и обеспечения прав и интересов ветеранов.
Вячеслав Уржунцев
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.