" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - М. Гришанков. Из воспоминаний. Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41057774 Відвідувачів
Міністерство оборони
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Орденские планки – ветеранам
Укрінформ
Урядовий портал
Боевое Братство
М. Гришанков. Из воспоминаний. Надрукувати Надіслати електронною поштою
ImageОсобенности межнациональных разборок.
Я сибиряк! Зачем служу на юге,
березки русские на горы променяв?
Водителя  разбудил позже, дав возможность досмотреть утренний сон, пацан успеет собраться, прогреть машину, позавтракать, бриться не надо – молодой еще.
Солнце вырывалось из «объятий» горной гряды, всепогодный и надежный УАЗик, прогреваясь после холодной ночи, «постреливал» выхлопными газами.
Солдат лениво «давился» кашей, не желая окончательно проснуться – пришлось «буркнуть»: «Обедать к вечеру будем, получи автомат, одень «броник» и бегом к машине».
Последнее время с оперативной обстановкой не сложилось – температура межнациональных разборок между соседями по совместному проживанию на древней земле резко обострилась. На южном направлении сожгли село, на северном – обстреляли войсковой наряд. Увеличилось количество погибших среди гражданского населения.
В центре отреагировали! – Поставили задачу – провести проверку паспортного режима, изъять оружие, изолировать подозрительных. Проще говоря, провести операцию по зачистке района. Результат спрогнозировать сложно – поди, знай «кто есть кто»? Днем он тракторист, мирный пастух, отец пятерых детей, а ночью человек с ружьем, который защищает свой дом, и необдуманное решение, неосторожные действия военных вызовут первый выстрел – и объясняйся потом на парткоме в чине разжалованного…
В район проведения операции стягивались резервы войсковых частей - прошли доклады о прохождении исходных пунктов.
По радио в режиме «Б» (закрытый канал связи) запросил оперативного,  тот буднично-равнодушно доложил: «Имели место ночные перестрелки, среди военных потерь нет; центр направил для оказания помощи и контроля группу офицеров, просит выслать «вертушку». Даю добро. Дежурный добавил: «Вам на усиление придан полк на БМП, Москва держит на контроле его применение в операции». Очень даже «нелитературно» выразился в адрес подчиненных Язова – зачем мне эта головная боль? Ребят учат воевать на чужой территории, а здесь своя земля.
На очередном подъеме горного серпантина еле ползем, даю совет – «добавить газу», Максим сразу отреагировал: «Задний мост полетит, Вы на бэтэр пересядете, а я буду до «дембеля» под машиной загорать».
За поворотом прижавшись к скале, застыли две «разутые» БМПэшки приданого полка Минобороны – экипажи наградил сигаретами, дал совет ждать Техпомощь.
На перевале заслушал доклад ГУ (группа управления), просмотрел журнал боевых действий, заслушал характеристику населенного пункта и прилегающей местности. Предложение установить ВЧ для связи с Москвой – отклонил – замучают советами.
Познакомился с представителем старшего оперативного начальника -  разумная временная должность – давать советы, не отвечая за реальный результат, а в случае провала и гнева «верхов» надеть намыленную петлю на шею назначенного виновного.
С левого фланга оцепления доложил комбат: «Перевернулся ЗиЛ, солдаты не пострадали (почти), грузовик восстановлению не подлежит». Огорчился, ставлю задачу – взвод вывести в резерв, пусть «оклемаются», машину спишем – акт подпишу. На «верх» не докладывать, не зачем огорчать, там тоже начальники с эмоциями и валидолом в кармане.
И так, как говорили классики: «Шахматное мышление, дирижерские способности определяет успех». Кстати, а на сколько ходов продумана комбинация в решение вопросов людских судеб? Хотят ли в этой конкретной географической заплатке земли с населением более 6 тысяч, со своими церквями, кладбищем, вчерашним и сегодняшним горем, проблемами, заботами видеть нас, в "должности" миротворцев. Что себе думают местные «боевики»? Хватит ли запаса разума, моральных тормозов и отсутствия желания нажать на спусковой крючок в горячих головах ночных ополченцев.
Нашел смышленого капитана. Выехал с ним посмотреть замершее село, взяв с собой сигареты «местной национальности». Надо пообщаться с селянской властью, батюшкой, бывшими бандитами и сегодняшними полевыми командирами (зачастую в одном лице), найти «золотую» серединку – договориться!
Их нельзя обвинять
Их лишь можно простить и понять
Тех, кто в этой войне
Разнимает безумных собратьев!



Командирская доля
По крутым ступеням служебной лестницы……
...Свой тост второй – за командиров…

Командир, уходя в отпуск в последних числах октября, на перроне вокзала пожелал удачи, и последний тост поднял "за укрепление воинской дисциплины "Начальник штаба исполнять обязанности командира полка решил с утра, предварительно отоспавшись, тем более, что впереди усиленный вариант службы в связи с годовщиной Октября, предпраздничная суета, телефонный контроль Управления войск, избыточное чувство ответственности профессиональных военных за все и вся.

- 06.00 –

Как обычно, будильник не пригодился и "шепотом" покинув квартиру, прибыл на подъем. Рассвет был пронзительно холодным, морозная пыль висела в воздухе, подкрадывалась ранняя зима. Дежурный по полку, устав от ночной ответственности за судьбу оборонного предприятия охраняемого суточными караулами, охрипшим от недосыпания, избытка никотина и "чифирного" чая в организме голосом доложил: "…происшествий не случилось, за исключением, сбежал солдат сопровождаемый в дисбат, осужденный за неоднократные самовольные отлучки…".Бойцы на плацу вяло махали руками, выражая непочтение к одному из элементов распорядка дня всех армий мира – утренней физзарядке. Включаю в действие план розыска – наряды по адресам, опрос знакомых бежавшего, телеграмму родителям, и переживаю избыточно вежливые с "матерным" уклоном разговоры с раздраженными начальниками из столицы (уважаю потому что)…

- 09.00 –

Расписанием занятий по боевой и политической подготовке разбросало взвода по классам и учебным полям. Звонком из горкома приглашен на уточнение мероприятий по достойной встрече и празднованию годовщины Революции. По окончанию совещания Первый, оставив особо приближенных, предложил: "Накануне знаменательного события неплохо бы в полковой бане подвести предварительные итоги! Если военные не возражают?" Я, при погонах – не возразил…

- 11.00 –

На плацу надрывно гудел экскаватор, а на краю вырытого котлована грустил зам. по тылу – по факту порыва трубы, мой вежливый вопрос, когда мы будем с водой и теплом повис в морозном воздухе. Закурили…

- 11.30 –

В приемной ожидала жена офицера с вопросом: "Где мой муж? Два дня не появляется дома!". Пришлось фантазировать – придумать ночные проверки дальних караулов. Заверил, успокоил, на замполите отыгрался : " И где это твой коммунист шляется по ночам?"

- 12.00 –

Провел инструктаж заступающих на службу. Пламенную речь прервал, обнаружив дремавшего на "галерке" прапорщика, провел показательную "порку". Сердце успокоилось встречей с очередной проблемой - московская группа проводила проверку наличия и порядка хранения служебных материалов и начальник секретной части "тихо" признался – не может найти и представить комиссии склейку топокарт, которая выдавалась на проведение занятия по тактике еще на заре формирования полка. Мелькнула нерадостная мысль – за утерю секретной топокарты в Турции "расстрельная" статья, с ней я поделился с секретчиком и дал дельный совет – искать!?.

- 17.00 –

За окном кабинета у разрытой траншеи виднелся "заиндевелый" зампотылу. Пригласил к себе попить чайку, последний проинформировал - авария не ликвидирована и, в придачу, заводская котельная отключила отопление караульных помещений, расположенных по периметру ближнего завода по техническим причинам. Заслушал предложения – собрать полушубки, одеяла, тулупы - завести в караулы – одобрил.

- 19.30 –

Звонок - начальник клуба доложил:" Скончался ветеран"! Ставлю задачу – подготовить на утро клуб, организовать прощание и проводы в последний путь…

- 05.00 –

Что-то не спалось, приехал пообщаться с суточным нарядом, дежурный по полку не удивился, порадовал докладом:"Тепла нет, но солдаты держатся". Угостил сигаретой. В глазах седого капитана уловил сочувствие.

- 06.00 –

Поднялся в кабинет, пора рассказывать Киеву (оперативному дежурному), что мы такие-сякие-разэтакие… Прошу не травмировать начальника войск. Зашел начальник политотдела (любитель курить "беломор" в Ленкомнате). Угостился папиросой, тот проинформировал – на подъезде ансамбль войск, будет концерт для личного состава. Дал совет – сначала похороны, потом петь песни.

- 10.00 –

Под "кофе" вспомнилось обещание - на вечер пригласить в баню "звезд" районного масштаба – и, не желая уронить авторитет защитника отечества накануне годовщины выстрела "Авроры" даю команду – баню истопить, воды нагреть, закуску приготовить.... Командир обречен на одиночество – верхи тебя слышат пока ты подобострастно приветствуешь их – "здрам желаю", радуешь докладом – "в полку без происшествий", и предлагаешь к вечеру – " закусить подано"…С подчиненными сокращать дистанцию в общении - чревато для психики, ибо по службе приходится брать высоты "малой кровью", принимать хирургически жесткие решения, отвечая за жизнь солдат перед их родителями, за судьбу поставленной задачи перед старшим командиром, да еще и присяга обязывает! Навалившиеся проблемы, концентрация их в границах одного гарнизона, поставили два главных вопроса: как выдержать общение с верхами? И не сорваться, не обидеть подчиненных? Надо подыскать слова, объяснить, как любить Родину, когда наперекор законам физики сосульки появились внутри жилых помещений и почему "сухпай" не хуже борща и каши? Что сказать родителям солдата самовольно покинувшего войсковую часть - он им нужен живой, и на гражданке? Что делать с офицером, забывшему дорогу домой? Сломать карьеру, сделать его озлобленным «карьеристом», вечно седым и лысым старшим лейтенантом? Кстати, надо найти время и правильные слова родственникам ушедшего из жизни ветерана! Да! А поздравление дорогому личному составу с праздником Великого Октября в политотделе написали? Ведь придется озвучивать! Заморился, пора отдохнуть от начальников и подчиненных, кстати, кого я там, в баню жду? Военкома, руководителя из конторы «глубокого бурения», начальника милиции, прокурора, предисполкома, секретаря горкома, надо показать, что рад безмерно гостям...

- 12.00 –
Звонок из Киева, Главк проинформировал – бойца задержали, доставлен в дисбат. Полегчало! Под звуки траурного марша похоронная процессия обходя котлован на плацу вытянулась за ворота. Забежал секретчик – по счастливому выражению лица понял – топокарта нашлась. Дежурный доложил, что родной завод тепло в караульные помещения дал, загулявший офицер обнаружен и отправлен в семью. Зашел с чувством исполненного долга зампотылу и потребовал "наркомовские" сто грамм за победу над прогнившим коммунальным хозяйством гарнизона! Налил! Жизнеутверждающие звуки марша доносились из полкового клуба - выпили...
Вечером в бане принимал гостей!
Михаил Гришанков,
полковник, ветеран
«горячих точек», ликвидации
Чернобыльской катастрофы

 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.