" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Война и бизнес талибов Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41277660 Відвідувачів
Міністерство оборони
Боевое Братство
Орденские планки – ветеранам
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Укрінформ
Урядовий портал
Война и бизнес талибов Надрукувати Надіслати електронною поштою
ImageОдной из причин непрекращающегося конфликта в Афганистане эксперты называют надежное и достаточное финансовое обеспечение движения Талибан. Любая война стоит денег, и афганский конфликт не является исключением. Откуда берут деньги на борьбу с кабульским правительством афганские талибы? За счет каких средств «яростные муллы» продолжают атаковать иностранных военных и афганских полицейских?
Наркотики для бюджета джихада
Средства массовой информации Запада, а вслед за ними и некоторые афганские СМИ не перестают убеждать общественное мнение в том, что талибы добывают средства для ведения войны против иностранных сил и афганских военных за счет производства и контрабанды наркотиков. Прежде всего, это утверждение используется для того, чтобы не ставить под сомнение роль иностранных вооруженных сил в увеличении производства наркотиков в Афганистане после событий 11 сентября.
Согласно некоторым статистическим данным, доход, полученный от афганских наркотиков на международных рынках, ежегодно достигает 20 миллиардов долларов США. Однако лишь небольшая часть из этой головокружительной суммы попадает в карманы афганских крестьян.
Что же касается участия в наркобизнесе талибов, то на подконтрольных им территориях боевики Талибана забирают у крестьян лишь «десятину» - 10% урожая мака, идущего на производство наркотиков. (Очевидно, что чем больше выращивается мака, тем крупнее становится «десятина» в реальном, товарно-денежном выражении. И в этом смысле можно утверждать, что лидеры Талибана заинтересованы в расширении посевов наркосырья в Афганистане. – Прим. «Афганистан.Ру»). Как утверждается, полученный таким образом опиум талибы сначала запасают в каком-либо месте, а затем, превратив его в героин, через мафиозные сети контрабандно вывозят из страны. При этом, известно, что контрабанда наркотиков является сферой деятельности организованной преступности, мафиозных сетей, и большая часть доходов достается именно им.
Таким образом, предположение о том, что талибы, используя лишь средства, вырученные от выращивания наркосырья, могут покрывать свои расходы на ведение боевых действий против иностранных военных, не соответствует действительности. Вероятно, распространение этого мнения делается только для того, чтобы не допустить возникновения любопытства по поводу того, откуда же в действительности берутся у талибов деньги на войну.
Пакистанская щедрость
Версия доходов от наркобизнеса, впрочем, не является единственной. Так, ходят слухи о том, что талибы финансируются за счет средств, предоставляемых пакистанской Межведомственной разведки ISI. Однако если принять во внимание головокружительные расходы на войну в Афганистане, а также экономические трудности, с которыми сталкивается Пакистан, возникает вопрос: возможно ли, чтобы ISI могла выделять талибам столь огромную сумму, которая ежемесячно исчисляется, как минимум, десятками миллионов долларов? Во времена «афганского сопротивления» Пакистан клал себе в карман огромные суммы, занимаясь переправкой иностранной помощи моджахедам. Поэтому не приходится ожидать от пакистанцев подобного финансового великодушия.
Большая дорога разбоя
Как мы уже сказали, «десятина» составляет лишь незначительную часть доходов талибов, на которую они опираются в основном на севере Афганистана. Имеются и другие источники доходов, при помощи которых Талибан годами обеспечивает свои военные расходы.
Часть своих затрат на войну талибы покрывают за счет магистральных дорог Афганистана. По этой причине контролирование связующих шоссейных дорог в стране имеет для движения «яростных мулл» жизненно важное значение.
Шоссейные дороги дают талибам возможность добывать средства за счет присвоения (другими словами – грабежа) перевозимого имущества. Захваченные трофеи – в том числе государственное имущество и имущество, принадлежащее иностранным вооруженным силам - потом продаются, а вырученные средства поступают в бюджет боевикам.
Следует отметить, что иногда вывоз всего захваченного имущества не представляется возможным, тогда талибы уничтожают его, или разрешают забрать крестьянам из ближайших деревень. Тем самым боевики решают еще и вопрос о своей поддержке со стороны наиболее бедных слоев афганского крестьянства. Так, например, произошло с бензовозами НАТО, захваченными в Кундузе талибами, горючее из которых боевики предложили забрать местным жителям. В результате последовавшей вскоре ответной воздушной атаки на боевиков погибли несколько десятков крестьян.
Война для бухгалтерской отчетности
Другим источником доходов вооруженных противников кабульского правительства является дань, которую талибы берут со специализированных компаний, занимающихся обеспечением безопасности, берущих плату с иностранцев за перевозку их имущества по афганской территории. Для того чтобы иметь возможность доставлять это имущество к месту назначения в целости и сохранности, транспортным и охранным компаниям приходится либо вести боевые действия (что является весьма опасным и затратным способом решения проблемы), либо вступать в контакт с талибами, договариваться с ними и за определенную плату гарантировать безопасность транспортных перевозок. Второй способ нередко оказывается наиболее привлекательным для специализированных компаний. Примечательно, что иногда, для того, чтобы поднять престиж охранных и транспортных фирм, талибы – по договоренности с ними - осуществляют демонстративные нападения, впрочем, не причиняя реального вреда.
Сегодня талибы получают деньги с коммерсантов, перевозящих товары по шоссейным дорогам, однако неясно, идут ли эти деньги на основные счета талибов, либо расходуются местными группами. В некоторых случаях талибы отрицают, что берут с предпринимателей этот специфический «транспортный налог».
Налог на безопасность
Проекты восстановления и реконструкции, осуществляемые в неспокойных регионах страны, являются еще одним источником доходов талибов. Когда какая-либо строительная фирма начинает работу, то, помимо основной суммы на реализацию проекта, она получает еще и деньги «на безопасность». Предполагается, что на эти средства фирма должна нанять вооруженных людей для охраны и обеспечения безопасности проекта. Однако очень редко вопросы безопасности строительная компания оказывается способна решить самостоятельно. В конечном счете, предприниматели вынуждены вступать в контакт с командиром вооруженной оппозиции того или иного региона, и уже он определяет, какая часть от суммы проекта будет являться его долей, тем самым, пойдя на «обеспечение безопасности».
Доля в бизнесе
Как показывает практика, командиры талибов в большинстве случаев не довольствуются только деньгами, выделенными «на безопасность». Как правило, местный лидер вооруженной оппозиции претендует на получение доли в основном проекте. Например, командир талибов может по несколько раз на дню подъезжать на мотоцикле к месту строительства и заявлять, что для ведения боевых действий им необходим мотоциклетный бензин. Или он может требовать оформления на свое имя кредита, все расходы по которому должны оплачиваться руководителями проекта реконструкции.
Иногда возникает вопрос, за счет каких возможностей и ресурсов телефонным компаниям мобильной связи удается расширять зону покрытия до отдаленных и подконтрольных талибам провинций Афганистана? Возможно ли это без установления контактов с талибами и дачи им взяток? На наш взгляд, ответ очевиден.
Западная помощь
Недавно в прессе были опубликованы сообщения о том, что иностранные войска, особенно из европейских стран, приплачивают талибам, чтобы те препятствовали нападениям на их солдат. Сколько бы талибы ни опровергали эти заявления, есть убедительные и  многочисленные сообщения от объективных свидетелей, в частности, солдат Афганской национальной армии (АНА), о том, что в некоторых регионах страны после разгрома талибских центров находят имущество, выделенное для национальной армии или предназначавшееся для иностранных солдат. Эти факты свидетельствуют о том, что вооруженные противники правительства Хамида Карзая, помимо денег, получают у иностранных военных еще и товары военного назначения.
Привет из Персидского залива
И, наконец, еще одним заслуживающим внимания источником доходов Талибана являются принятые у мусульман обязательные и добровольные пожертвования, которые собираются в странах Персидского залива для оказания помощи талибам. Из этого же финансового источника извлекают выгоду также пакистанские талибы и члены Аль-Каиды. По некоторым оценкам, именно религиозные пожертвования и составляют основу финансовой стабильности движения Талибан.
Кадры решают все
Недавно официальный представитель министерства финансов США объявил, что Аль-Каида сталкивается с экономическими трудностями, в то время у талибов финансовых проблем нет. Одна из причин такого положения вещей вытекает из особой ситуации, сложившейся в Афганистане после свержения власти талибов. В ближнем окружении руководителя Талибана появилось большое количества новых лиц, эффективная роль которых при принятии важных решений становится все более очевидной.
Следует напомнить в этой связи, что два года назад в качестве ответственного за финансы Талибана был избран мулла Моатасем. После этого журнал «Ас-Самум» сообщил, что мулла Моатасем, исполняя обязанности министра финансов в период «исламского эмирата» талибов, своими инициативами смог в то время уменьшить отрицательное влияние экономических санкций США и Запада против талибов.
Честность подогревает войну
Следует отметить, что финансовая коррупция среди талибов очень мала, большая часть получаемых ими доходов идет на ведение боевых действий. Разумеется, часть средств ежемесячно, на постоянной основе расходуется на помощь семьям талибов, погибших во время боевых действий, либо совершивших террористический акт.
***
Сколько бы ни говорили сегодня политики и военные о необходимости поставить заслон на пути финансовых источников талибов, сколько бы ни предупреждали о том, что без решения этой проблемы нельзя надеяться на обеспечение безопасности и мира в Афганистане, приходится признать - талибы хорошо подготовились к изнурительной и долгой войне, которая в основном будет опираться на внутренние источники. И поэтому эта война до сих пор идет в Афганистане.
Вахид Можда
афганский публицист.
Источник: Афганистан.Ру

 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.