" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - "Возьму белград. в хорошем состоянии" Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41026964 Відвідувачів
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Укрінформ
Орденские планки – ветеранам
Урядовий портал
Боевое Братство
Міністерство оборони
"Возьму белград. в хорошем состоянии" Надрукувати Надіслати електронною поштою
ImageЗа Великую Победу наш народ заплатил миллионами жизней, но ныне фронтовые награды практически безнаказанно продаются и покупаются на украинских базарах.
Слава в цене
Орден Славы 3-й степени ушлый торговец раритетами с задворков Благбаза оценил в 540 гривен. «За меньше не отдам — и не проси: Слава сейчас в цене!» И, увидев на моем лице полное недоумение, пояснил: «На каждый товар есть свой купец, а эта побрякушка для меня — такой же товар, как, к примеру, вот этот самовар. Причем ходовой: ближе к Дню Победы клиент интересуется — собирать фронтовые ордена-медали стало модным!..»
Вот расценки на самые распространенные из них (в зависимости от номера и состояния):
— Медаль «За боевые заслуги» — 150-350 грн.
— Медаль «За отвагу» — 250-400 грн.
— Орден Красной Звезды — 300-500 грн.
— Орден Славы 3-й степени — 500-650 грн. Награды с документами стоят, как правило, в полтора-два раза дороже.


«Жертва моды»
За одним таким «орденоносцем» довелось понаблюдать на «блошке» в пер. Классическом. Бритоголовый крепыш лет тридцати с барсеткой в обнимку подолгу останавливался возле лотков со значками-монетами, сосредоточенно изучая их ассортимент. «Сколько хочешь за эту щербатую «За БэЗэ»? 250 гривен? Давай ее сюда! — медаль «За боевые заслуги» на ветхой ленточке и с облупившимися буквами «СССР» в обмен на деньги перекочевала в барсетку. — А есть еще что-нибудь стоящее? Только юбилейное барахло не предлагай! Могу взять Белград, но в хорошем состоянии. А то мне недавно такое старье пытались впарить!..»
Отоварившись за четыре сотни сверкающей до блеска медалью «За освобождение Белграда», довольный клиент сел в джип и укатил. При этом совершенно не заметив насмешливых взглядов знающей публики. «Ему бы еще орден дурака первой степени с закруткой на спине, — прокомментировал увиденное коллекционер со стажем, представившийся Андреем. — «БэЗэ», которую он взял, без номера на реверсе, а значит, послевоенная: красная цена ей 120-130 гривен. Что же касается «Белграда», то потертая медаль вполне могла быть настоящей. Мне такая редкость и не попадалась никогда! Ее начальная стоимость на интернет-аукционах доходит до 700 долларов — слишком уж мало награжденных: примерно 40 тысяч. К тому же у большинства фронтовиков «За взятие Белграда» отняли еще при Сталине. Когда после войны он поссорился с Тито, кавалеров медали начали вызывать в военкомат и менять ее на «За отвагу». Вот почему этот латунный кругляшок так дорого котируется. Ну а то, что приобрел этот «знаток», называется новодел — современная копия, которую можно достать гривен за 50-70».
«I ми, Химко, люди?»
Откуда же пришла «мода» на фронтовые святыни? «Из Москвы, — продолжает мой собеседник. — Лет семь назад Россию на волне патриотизма захлестнула мания собирательства. Среди нуворишей стало престижным иметь частную и желательно полную коллекцию советских наград Второй мировой. В дорогой рамочке под стеклом — для «интерьера». Правда, многие не рискуют увешивать стенки оригиналами, предпочитая высококачественные копии, которые без спектрального анализа практически неотличимы от настоящих. Ведь за куплю-продажу советских наград в России можно и за решетку угодить...»
Ст. 191-1 Уголовного кодекса УССР за куплю, продажу и обмен госнаград карала лишением свободы на срок до трех лет. За аналогичные деяния с любыми (даже юбилейными) медалями 324-я статья УК РФ предусматривает до трех месяцев ареста. А вот в нынешнем украинском УК ничего подобного и близко нет! Как рассказал нашей газете адвокат объединения «Национальная правовая палата» Денис Савченко, в отечественном законодательстве за незаконные действия относительно государственных наград предусмотрена только административная ответственность. По ст. 186-1 КоАП их купля, продажа, обмен, присвоение лицом, не имеющим на то права, или незаконное хранение чреваты предупреждением либо же штрафом в размере от одного до двух не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть от 17 до 34 гривен.
Ясное дело, что при таком раскладе у украинских «крутых» куда больше возможностей практически безнаказанно потешить свое тщеславие.

А ведь упомянутое собирательство можно повернуть и в благородное русло! К примеру, выкупленные у барыг регалии можно передать потомкам награжденных или в дар музею. Увы, но о подобном благородстве в наших палестинах что-то не слыхать.

«Государству должно быть стыдно!»
«Мой покойный дедушка прошел от Сталинграда до Берлина, был трижды ранен и умер в 65 лет. Его награды храню как зеницу ока и никогда не продам! Правда, считаю, что законный обладатель советского ордена или медали все же имеет право на продажу, ведь они нынче — его частная собственность, — полагает Андрей. — Но не только ему и коллекционеру должно быть стыдно за это, а прежде всего — государству! Которое довело фронтовиков и их наследников до такой нищеты, что они за гроши сбывают на базаре заслуженное солдатской кровью...»
Не гневите Бога!
Следующую историю, рассказанную собеседником, рекомендую принять к сведению всем тем, кому ради обладания чужими наградами наплевать не только на мораль и право. «У меня был друг-поисковик, который занимался раскопками на местах сражений Великой Отечественной. Однажды под Старой Руссой он нашел останки бойца, на которых сохранилась медаль «За отвагу». По номеру на ней можно было идентифицировать личность погибшего, но товарищ не сдал находку в военкомат. Вычистив ее, он стал носить чужую награду вместо нательного креста. А через три месяца в следующей экспедиции подорвался на старом снаряде. Его разнесло, что называется, в клочья, но медаль уцелела. При этом на ней не оказалось ни капли крови пострадавшего...»
Поисковики — народ суеверный, но этот случай далек от мистики, ведь не только верующие, но и многие атеисты признают, что чужие вещи имеют свою энергетику. И не всегда позитивную. А потому, решив приобрести чью-то награду, хорошенько подумайте над тем, готовы ли вы заодно принести в свой дом все то, что с ней связано.
Победителей надо защищать!
Но самое паскудное в этой ситуации то, что уже который год вместо того, чтобы дать как следует по рукам дельцам, наживающимся на боевой славе, власть ограничивается раздачей юбилейных медалей. К 65-летию Великой Победы их вручат 1 200 000 украинских ветеранов. Но сколько из этих наград после 9 Мая окажутся на базарных раскладках? И сколько еще будет продолжаться подобное безобразие?
Ответ прост — до тех пор, пока держава не начнет не только чествовать, но и защищать победителей: и материально, и морально. Всегда, а не только в праздники.
Андрей Федоренко

 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.