" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Помнить надо всегда Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41144391 Відвідувачів
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Міністерство оборони
Укрінформ
Боевое Братство
Урядовий портал
Орденские планки – ветеранам
Помнить надо всегда Надрукувати Надіслати електронною поштою
ImageВетераны ВОВ имеют много прав и меньше возможностей
В последние годы об участниках войны вспоминали только накануне Дня Победы. По состоянию на 1 января текущего года в Украине проживало не более 2 млн. ветеранов ВОВ, хотя еще пять лет назад их было 4,5 млн. человек. При этом людей, которым мы — без излишнего пафоса — обязаны жизнью, лишь перед праздником, как раритетные бокалы, достают из шкафа, обтирают от пыли и ставят на праздничный стол (простите, парад). А им ведь надо не это. Вернее, не только и не столько это. Гораздо более важно — как и чем живут ветераны в долгие промежутки между Днями Победы, на что имеют право и могут ли это право реализовать.
Никто не забыт?
Украинское законодательство о социальной защите ветеранов ВОВ, по признанию многих экспертов, прописано практически идеально. Политика государства в этом отношении основывается на Конституции Украины, законах Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", "О жертвах нацистских преследований", "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "Об увековечивании Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов" и других законодательных актах. Еще в середине 90-х Верховной Радой Украины было ратифицировано Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов ВОВ, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года. До сих пор действует План действий по улучшению жизнеобеспечения ветеранов войны на 2007—2010 годы, утвержденный Кабмином в 2007 году. Однако базовым является все же Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", основная задача которого состоит в "защите ветеранов войны путем создания надлежащих условий для поддержания их здоровья и активного долголетия".
"Этот Закон вступил в действие с 1994 года, — рассказывает юрист Всеукраинской партии детей войны Виталий Смихун. — Именно в нем содержится определение правового статуса ветеранов войны, а также четкое разделение их на различные категории, которым полагаются разные льготы. Так, например, к участникам боевых действий относятся 18 подкатегорий лиц, начиная от военнослужащих, которые проходили службу во время войны, и заканчивая участниками боевых действий на территории других государств уже в мирное время. Инвалидами войны, которые по праву считаются наиболее уязвимой категорией и имеют самые большие льготы, могут быть 8 подкатегорий, а статья об участниках войны содержит 12 подкатегорий лиц. Жизнеобеспечение ветеранов ВОВ поддерживается системой льгот и компенсаций, определенных в вышеуказанном Законе. Им предусмотрены льготы, в частности по снижению платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах средних норм потребления, оплате услуг связи, установлению телефонов, оплате водоснабжения и водоотвода, употребленной электроэнергии, квартирной плате и пользованию общественным транспортом".
Справедливости ради стоит отметить, что нематериальные (назовем их так) льготы ветераны имеют практически в полном объеме. К примеру, "первоочередное обслуживание предприятиями, учреждениями и организациями службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, междугородного транспорта" худо-бедно, но доступно всем. А вот "денежные" скидки и надбавки, которых так не хватает в нашей измученной инфляцией стране, ветераны получают "через две на третью".
Цена победы
Одними из основных видов социальной поддержки, предназначенной "поддержать жизнедеятельность" защитников отечества на должном уровне, являются надбавка к пенсии и ежегодная разовая денежная помощь. Так, согласно ст. 12 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", участникам боевых действий пенсии, ежемесячное пожизненное денежное содержание или государственная социальная помощь, которая выплачивается вместо пенсии, повышаются на 25% прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность. Инвалидам войны, согласно ст. 13 того же Закона, предусмотрена надбавка в размере 50% — для I группы, 40% — для II группы и 30% — для III группы. Участникам войны, награжденным орденами и медалями бывшего СССР за самоотверженную работу и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ, в ст. 14 прописано повышение на 10% прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность. "Не считайте, что это много, — комментирует Виталий Смихун. — В России, к примеру, минимальная пенсия ветеранам составляет около $600, а у нас участники войны получают не намного больше, чем обычные пенсионеры. В среднем это 1,5 тыс. грн., но есть и такие, кто получает по 800 грн.".

Что касается разовой денежной помощи — здесь ситуация очень неоднозначная. На сегодняшний день ветеранам ежегодно до 5 мая начисляется конкретная сумма в размере, который определяется Кабмином в законе о госбюджете Украины. "Это антиконституционно, — считает господин Смихун. — Данная норма была внесена в Закон "О статусе ветеранов…" в 2007 году Законом Украины "О государственном бюджете на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины". На самом же деле помощь участникам войны и боевых действий должна выплачиваться в размере четырех минимальных пенсий по возрасту, а другим участникам войны — в размере трех минимальных пенсий по возрасту. Согласно решению Конституционного суда Украины от 22.05.2008 года, данная поправка ограничивает права и льготы ветеранов войны, ведь реальная денежная помощь должна составлять на сегодняшний день как минимум 2117 грн. А ст. 2 Закона "О статусе ветеранов…" четко гласит, что "нормативные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые ограничивают права и льготы для ветеранов войны, предусмотренные этим Законом, являются недействительными. В этом году ситуация та же самая — размер помощи определяется Кабинетом министров. То есть опять неконституционным способом".
К сожалению, чем-то помочь здесь трудно. Ветеранов в сложившейся ситуации может порадовать только то, что нынешний Кабмин решил увеличить размер разовой денежной помощи практически в два раза. К 65-летию победы инвалиды войны в зависимости от группы получат от 930 до 655 грн. (против 540—380 грн. в прошлом году), участники боевых действий — 585 грн. (в 2009 году — 340 грн.), лица, имеющие особые заслуги перед Родиной, — 930 грн. (вместо 540 грн.), а участники войны, награжденные медалями, и другие участники войны — по 120 грн. (вместо 70 грн). Пусть это и неконституционно, зато гораздо ощутимее.
Соль на старые раны
Помимо денежных выплат и надбавок ветеранам абсолютно всех категорий Закон гарантирует "бесплатное получение лекарств, лечебных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам врачей; первоочередное бесплатное зубопротезирование (за исключением протезирования из драгметаллов); безвозмездное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения". На этом тоже стоит остановиться отдельно, поскольку потребности ветеранов во всем вышеперечисленном, к сожалению, удовлетворяются лишь частично.
"К примеру, бесплатное получение лекарств возможно только по рецепту и лишь в государственных аптеках, — уточняет Виталий Смихун. — Если рецепта нет, скидки и льготы при покупке регулируются иначе: право на них фиксируется в удостоверении и позволяет ветеранам получить скидку от 30 до 50% в зависимости от категории и — в большей мере — в зависимости от политики аптечной сети, в которой будут покупаться лекарства. Грустно отмечать, но в результате приватизации большого количества аптек обеспечение ветеранов войны необходимыми им лекарствами по льготным ценам значительно усложнилось".
Однако более проблемным вопросом, по мнению юриста, является стационарное лечение ветеранов ВОВ. Согласно Закону, лекарственные препараты, пребывание в палате и питание тоже должны оплачиваться государством. "К сожалению, можно констатировать, что в большинстве случаев это не выполняется, — отмечает господин Смихун. — Ветерану можно нормально пролечиться в стационаре только в специальных клиниках для ветеранов. В остальных больницах, даже государственных (о частных не говорим), это, как правило, сложный вопрос, который будет разрешаться в каждом индивидуально случае в зависимости от политики руководства больницы. Конечно, когда ветерана доставят на "скорой" с опасностью для жизни, его спасут. В остальных же случаях придется платить "в казну" медучреждения".
Интересен также и механизм предоставления "безвозмездного санаторно-курортного оздоровления". Во-первых, человеку в том возрасте, в котором находится сейчас большинство ветеранов, физически очень сложно пройти всю процедуру получения медицинского решения о том, что он достоин такого лечения. Задачу усложняет не только требуемый консилиум докторов, но и норма, согласно которой защитникам родины разрешено бесплатное пользование теми поликлиниками и госпиталями, к которым они были прикреплены за предыдущим местом работы. То есть дальнейшие переезды законодательством не учитываются. Во-вторых, в случае отказа от санаторно-курортного лечения, компенсация его стоимости составляет порядка 200 грн. Для получения которых, кстати, тоже нужно вышеописанное медицинское решение…
Льготы на крепость
Во время войны нынешние ветераны защищали огромную территорию. По окончании боевых действий оставшиеся в живых вернулись домой, каждый — в свою личную крепость, за содержание которой принято платить государству. Впрочем, закон и здесь обеспечивает ветеранов льготами, дифференцированными в зависимости от категории, к которой они принадлежат. Наибольшая скидка при оплате за жилье и коммунальные услуги — 100% — предоставляется инвалидам войны. По сути, они вообще не платят за пользование жильем в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством (21 кв. метр общей площади), и за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и другими услугами) в пределах средних норм потребления. Участники боевых действий имеют 75% скидки по данным позициям, а участникам войны и лицам, которые к ним приравнены (которые не входят в две первые категории), скидка при оплате жилья и коммунальных услуг предоставляется в размере 50%.
"Можно сказать, что эта норма выполняется в полном объеме, — констатирует Виталий Смихун. — Другое дело, что практически на нуле находится выполнение нормы, предусматривающей "первоочередной ремонт жилых домов, квартир и обеспечение их топливом". Так, в 2007 году Виктор Ющенко вернул в парламент изменения в Закон "О статусе ветеранов…", которыми предусматривалось предоставление инвалидам войны и приравненным к ним лицам права на внеочередной бесплатный капитальный ремонт их квартир. В бюджете на это не нашлось денег. В 2008 году власть радостно отчиталась о том, что "капитальный ремонт домов и текущий ремонт жилых домов и квартир был осуществлен (аж!) для 2,2 тыс. ветеранов войны". Однако и по сей день большинство ветеранов ВОВ живут в квартирах с протекающими кранами, холодными батареями и сквозняками из расшатавшихся окон.
"Интересно также, что п. 14 ст. 12 Закона предоставляет участникам боевых действий право на "первоочередное обеспечение жилой площадью лиц, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, а также первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества", — уточняет юрист. — Такие люди есть, они обращались во все инстанции, писали всевозможные письма, но я не знаю ни одного случая, чтобы попытка урегулировать этот вопрос увенчалась успехом".
Беспризорники войны
Отдельно в законодательной базе проходят граждане, подпадающие под категорию "дети войны". Согласно Закону Украины "О социальной защите детей войны", к данным лицам относятся те люди, которым на момент окончания боевых действий (2 сентября 1945 года) было меньше 18 лет.
"Закон был принят в 2004 году, а в действие вступил с 2006 года, — комментирует Виталий Смихун. — Долгое время он в полном объеме не выполнялся, о чем даже есть три соответствующих решения Конституционного суда. Сегодня более-менее соблюдаются, скажем так, "нематериальные" нормы. Так, дети войны имеют первоочередное право оставаться на работе в случае сокращения численности штата, на использование очередного отпуска в удобное для них время, выплату помощи в размере 100% от средней зарплаты при временной нетрудоспособности независимо от стажа работы. В том, что касается "денежных" льгот, дело обстоит хуже. Например, дети войны имеют право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта. Однако в маршрутных такси в этом отношении все зависит от того, кто водитель и какие указания ему дает руководство. Как правило, дети войны платят за свой проезд".
Также эксперт отмечает, что дети войны имеют самую маленькую скидку при оплате коммунальных услуг — 25%, а квартплату выплачивают полностью. Даже если в квартире проживают совместно два человека из категории "дети войны", данная льгота не увеличивается. "При этом у детей войны пенсии еще меньше, чем у участников ВОВ, — отмечет господин Смихун. — Хотя в Законе "О социальной защите детей войны" и есть норма, что эти лица имеют надбавку к пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту (это 201,8 грн.), однако получают они сегодня всего 40,8 грн., что составляет менее 7% законодательно установленной надбавки".
Правда, в этом году перечень льгот детям войны был немного расширен. В начале марта Президент Украины Виктор Янукович подписал Указ, согласно которому этой категории лиц предоставляется право на стационарную медицинскую помощь в госпиталях ветеранов войны и в военно-медицинских учреждениях охраны здоровья. "К сожалению, госпитализация проводится лишь при соответствующих показаниях и при наличии свободных мест. Учитывая количество детей войны с инвалидностью 1—2 группы (около 1 млн.), а также количество соответствующих медучреждений и свободных мест в них, каждый человек из категории "дети войны" сможет воспользоваться указанной льготой раз в 7—10 лет, — поясняет Виталий Смихун. — Хотя это тоже очень хорошо. Любая льгота в пользу детей войны является позитивом, потому что это наименее защищенная из всех категорий людей, которым пришлось познать ужасы трагических событий".

Федор Ярошенко
министр финансов Украины

Что изменилось для ветеранов ВОВ с принятием бюджета-2010?
— Вдвое возросла ежегодная разовая денежная помощь для инвалидов и участников боевых действий и в 1,7 раза — помощь участникам войны и другим категориям лиц, на которых распространяется действие Закона "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты". Общий объем расходов, направленных на эти цели, составляет 601,1 млн. грн.
В Госбюджете-2010 на улучшение жилищных условий инвалидов войны І группы, которые долгое время стояли в очереди на квартиру, выделено 140 млн. грн. На охрану здоровья заложены расходы в объеме 41,7 млрд. грн. Это больше прошлогоднего показателя на 5,2 млрд. грн., и даст возможность местным органам при формировании и утверждении собственных бюджетов увеличить расходы на здравоохранение с учетом полного обеспечения ветеранов бесплатными и льготными медикаментами.
Кроме того, Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 год" определены категории граждан, которым за счет соответствующих субвенций из бюджета предоставляются льготы. В сравнении с прошлым годом этот перечень дополнен такими категориями, как, например, ветераны и вдовы умерших (погибших) работников органов государственного правопорядка.
Существует также бюджетная программа "Финансовая поддержка общественных организаций ветеранов и посещение военных захоронений и военных памятников". Согласно ей, всеукраинские общественные организации ветеранов получат финансовую поддержку в размере 11,3 млн. грн., что на 2,4 млн. грн. больше, чем в прошлом году.
Известно, что Россия не поскупилась на празднование юбилея Победы. А Украина?
— Украина отпразднует не хуже. Торжественный парад войск пройдет в городах-героях Киеве, Керчи, Одессе, Севастополе. Все это делается для того, чтобы вы, дорогие ветераны, всегда чувствовали признательность за подвиги, благодаря которым мы можем жить в свободной и сильной стране. Если оперировать цифрами, то для проведения мероприятий и парадов, связанных с 65-летием Победы, только расходы Министерства обороны Украины увеличены на 12,8 млн. грн. Также принято решение заложить в бюджет дополнительные средства на изготовление и вручение юбилейной медали "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.".
Но только цифрами не передать, насколько все мы благодарны вам, дорогие ветераны, за мирное настоящее. За жизнь нашу и наших детей и внуков. Без вашей Великой Победы не было бы мирной жизни сегодня. Земной поклон вам и искреннее сыновнее спасибо за ваш подвиг.
От лица Министерства финансов Украины и от себя лично хочу поздравить всех ветеранов, героев фронта и тыла, со славным праздником 65-летия Победы! Накануне этого светлого дня обращаюсь к вам со словами безграничной признательности за вашу стойкость, мужество, храбрость и героизм! Величие вашего подвига неподвластно времени. Вы — наша гордость и слава. Примите искренние пожелания счастья и добра, бодрости духа, крепкого здоровья на долгие лета, неугасаемой любви родных и близких и всего украинского народа!
Алина ПОЛИЩУК
Кiевскiй ТелеграфЪ
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.