" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Афганский кризис и Шанхайская организация сотрудничества Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41062412 Відвідувачів
Урядовий портал
Міністерство оборони
Боевое Братство
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Орденские планки – ветеранам
Укрінформ
Афганский кризис и Шанхайская организация сотрудничества Надрукувати Надіслати електронною поштою
 Афганский кризис и его многочисленные проявления – социально-политическая нестабильность, терроризм, наркотрафик, транснациональная преступность - являются сегодня основным источником дестабилизации региональной ситуации на пространстве Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Географическое положение Центральной Азии, составляющей ядро пространства ШОС, является стратегическим, и нестабильное положение в Афганистане, незаконный оборот наркотиков, торговля оружием угрожают безопасности всего региона.
Обстановка в зоне ответственности государств-членов ШОС в ближайшие годы во многом будет зависеть от дальнейшего развития военно-политической ситуации в Исламской Республике Афганистан (ИРА) и пакистанском приграничье.
Военные действия со стороны движения Талибан приобрели устойчивый характер диверсионных операций, выраженных в широкой минной войне, использовании террористов-смертников, покушениях на чиновников, запугивании населения, нападениях на коммуникации и маршруты снабжения коалиционных войск. Талибы все активнее проникают в северные и северо-западные провинции Афганистана, не прекращают попытки блокирования «пакистанского маршрута» поставок грузов для сил западной коалиции в Афганистане.
Расширение влияния движения Талибан в афганских провинциях, приграничных со странами Центральной Азии, усиливает террористические вызовы, создает угрозу безопасности пространству ШОС. На этом фоне наблюдаются активные действия Аль-Каиды и сходных с ней сил по созданию тренировочных лагерей, укрытий, а также боевых баз на северо-востоке Афганистана в приграничных районах с Пакистаном. Очевидно, что все это – подготовка радикальных организаций к моменту вывода американских и натовских войск, когда ответственность за безопасность в Афганистане перейдет к афганским силам правопорядка.
Границы с Афганистаном плохо контролируются. Торговля наркотиками в этом регионе является частью общей картины нестабильности, тем более что она обеспечивает доходы и транзитные маршруты для движения Талибан и других экстремистских групп.
Террористическая активность в Афганистане несет сегодня угрозу коллективной безопасности государств-членов ШОС, которым необходимо совместно бороться с наркотрафиком и поставками вооружений боевикам. Исходящая из Афганистана наркоугроза стала ключевым фактором, определяющим наркоситуацию в странах ШОС. Серьезной проблемой является тот факт, что страны СНГ недостаточно борются с употреблением наркотиков, следовательно, растет спрос и поставки на героин и опиум из Афганистана.
Вооруженное противостояние в Афганистане является крупным препятствием для развития регионального экономического сотрудничества, реализации богатого транзитного потенциала Центральной Азии. В целом, наличие конфликта в Афганистане и исходящих из этой страны угроз вынуждают государства региона принимать дополнительные меры по укреплению безопасности, что отвлекает ресурсы, необходимые для решения социально-экономических проблем и осуществления планов развития и модернизации государств региона.
Определяя возможные направления борьбы с перечисленными угрозами, представляется важным дальнейшее активное взаимодействие в рамках Контактной группы (КГ) ШОС-Афганистан. Ситуация в ИРА требует совместного мониторинга государств-членов ШОС с участием афганских представителей. К этой деятельности следует привлекать наблюдателей и партнеров ШОС. В частности, Индия предлагает поделиться со странами ШОС своим богатым опытом в этой сфере. Кроме того, Индия высказала пожелание сотрудничать с РАТС ШОС по вопросу предоставления Афганистану ответственности за собственную безопасность.
Для всех стран ШОС очевидно, что нельзя решить афганскую проблему, опираясь только на военную деятельность. Нужно, чтобы Афганистан развивался экономически и политически. Необходимо поменять фундаментальные подходы к оценкам афганского кризиса и сделать упор на поиск мирных способов урегулирования конфликта путем проведения долгосрочной политики по созданию прочного экономического и социального базиса развития Афганистана. В противном случае победу одержат радикальные сторонники джихада, которые будут базироваться в Центральной Азии. Политико-дипломатические решения и экономическое содействие являются основой урегулирования обстановки в Афганистане.
Ключевую роль сегодня играет сотрудничество на региональном уровне, которое заключается в скорейшем нахождении приграничными с Афганистаном странами точек соприкосновения для разработки единой региональной политики по стабилизации государства. Опора на соседние страны имеет особое значение для решения афганского вопроса. Поскольку соседние государства в наибольшей степени страдают от проблем, вызванных афганским конфликтом, именно они больше других заинтересованы в стабилизации ситуации и установлении мира в Афганистане. Их позитивное и активное участие необходимо для создания внешних условий для афганского национального примирения.
Необходимо скорейшее решение вопроса об источниках существования населения Афганистана. Для успешного антикризисного урегулирования в Афганистане ключевое значение имеет решение первоочередных социально-экономических проблем, оказание целенаправленной экономической помощи афганскому народу. Необходимы финансовые инвестиции в стабилизацию ситуации в Афганистане. Речь идет о высокой степени зависимости афганского правительства от внешней финансово-экономической помощи, без которой оно не будет способно содержать силы безопасности, осуществлять программы развития экономики и социальной поддержки населения.
Необходимо участие соседних государств в стабилизации Афганистана путем строительства инфраструктуры, создания новых условий урегулирования, реализации социальных программ для населения в сфере медицины. Особо перспективное, стратегическое значение имеют проекты развития транспортных коммуникаций, проходящих из центрально-азиатского региона через Афганистан в южном направлении.
Следует содействовать развитию регионального сотрудничества и экономической интеграции Афганистана с другими странами Южной и Центральной Азии.  В частности, китайские предприятия уже успешно работают в Афганистане, осуществляют в эту страну значительные инвестиции.
Индия не участвует в военной операции в Афганистане, но вносит свой вклад в создание мирной инфраструктуры, предоставляет квалифицированный персонал – врачей, инженеров. Деятельность индийских специалистов в Афганистане осуществляется под постоянными атаками боевиков. Индия заинтересована в долгосрочной стабильности Афганистана и осуществила инвестиции в размере 1,2 млрд. долл. в различные проекты развития ИРА.
Иран рассчитывает создавать предприятия и разрабатывать месторождения полезных ископаемых в Афганистане и уже строит транспортную инфраструктуру.
Узбекистан участвует в экономической реконструкции Афганистана, строит железные дороги, мосты и социальные объекты в северных районах страны, которые позволили улучшить состояние дорожной инфраструктуры, создать условия для восстановления нормальной жизни и социально-экономического развития. Узбекистан осуществляет также поставки электроэнергии для ЛЭП, построенной Индией. Город Кабул и его окрестности обеспечиваются электроэнергией за счет поставок из Узбекистана.
Афганская транспортная система все более активно интегрируется с узбекскими транспортными коммуникациями. В результате Узбекистан является единственной страной в регионе, через которую может осуществляться сообщение практически всеми видами транспорта в Афганистан. Через узбекскую территорию в Афганистан возможны перевозки железнодорожным, автомобильным, речным и воздушным транспортом. Железнодорожная линия Хайратон – Мазари-Шариф, полностью построенная предприятиями и специалистами из Узбекистана за период январь-ноябрь 2010 г., должна обеспечить железнодорожными перевозками наиболее развитые и густонаселенные районы северных провинций Афганистана и будет способствовать развитию сельского хозяйства, промышленности, добыче природного газа, гидроэнергетике. Железная дорога позволит с минимальными затратами осуществлять грузоперевозки между северными провинциями Афганистана с государствами региона, обеспечить людей постоянными рабочими местами. Железная дорога Хайратон – Мазари-Шариф признана Азиатским Банком Развития самым успешным инвестиционным проектом, реализованным в Афганистане.
Благодаря географическому положению Афганистан имеет огромный потенциал превращения в торговый, энергетический и транспортный узел региона, что будет способствовать обеспечению долгосрочного и устойчивого развития страны. Афганистан может стать важным узлом, соединяющим Ближний Восток и Юго-Восточную Азию по сети проходящих через него транспортных коридоров. Создание трансафганского транспортного коридора, строительство новых железных дорог для соединения городов Афганистана, Узбекистана, Ирана, Пакистана позволит перевозить грузы, поступающие из Юго-Восточной Азии в Европу более коротким путем, нежели через дальневосточные железнодорожные коридоры и в целом расширит транспортно-коммуникационные и транзитные возможности региона. Афганские железные дороги обеспечат простой и прямой доступ Пакистану на европейский, центрально-азиатский и российский рынки, минуя перегруженный Суэцкий канал, с экономией на двух перевалках груза. Между тем, приходится признать, что строящиеся транспортные коммуникации пока не нужны самому афганскому населению, эта инфраструктура не востребована неразвитой экономической системой ИРА.
 
Помимо социально-экономических проблем необходимо решить самый болезненный национально-этнический вопрос. Без этого долгосрочная стабилизация Афганистана не осуществима.
Решение проблемы Афганистана невозможно без межгосударственного сотрудничества по безопасности. Страны ШОС признают, что ведущая роль по урегулированию ситуации в Афганистане и в продвижении процесса мирного восстановления должна принадлежать ООН. Организация переговорного процесса должна осуществляться при главенствующей роли и под эгидой ООН. ООН – единственный механизм международного сотрудничества, способный обеспечить безопасность и содействовать экономическому развитию.
Главы государств ШОС постоянно высказываются в поддержку самостоятельного выбора афганским народом собственного пути развития, постепенной передачи ему ответственности за обеспечение безопасности и социально-экономического развития своей страны. По мнению представителей ШОС, афганцам надо предоставить возможность самим решать свою дальнейшую судьбу, должны быть реализованы политические идеи, востребованные внутри страны. На базе существующих противоречий должно сформироваться общество, в рамках которого должен быть достигнут национальный консенсус между всеми политическими и основными внутрипартийными силами, противоборствующими этническими и религиозными группами.
С другой стороны, воцарение мира на афганской земле не устраивает международных террористов и поддерживающую их транснациональную организованную преступность. Следует учитывать, что не существует умеренных талибов, переговоры с ними бесперспективны. Талибан является экстремистской исламской организацией, разделение талибов на радикальных и умеренных – это ошибочная концепция.
 
Обстановка в странах-членах ШОС зависит от развития ситуации в Афганистане. Поэтому новые перспективы ситуации в Центральной Азии будут определяться началом вывода западных войск из Афганистана.
Предстоящий вывод войск западной коалиции представляет для соседей ИРА серьезный вызов, требующий от ШОС четкого видения форм и методов совместного обеспечения безопасности на ее пространстве. При этом центрально-азиатские эксперты высказывают мнение, что США не уйдут из Афганистана под различными предлогами в течение 20-30 лет. При сохранении американского присутствия (полномасштабном или ограниченном) и повышении эффективности мер по подготовке афганской армии и полиции, выстраивание региональной политики в отношении Афганистана может опираться на фактор стабилизирующего влияния контингентов США и НАТО. Талибы выражают интересы многих национальных племен, поэтому существует угроза, что без поддержки западной коалиции светское афганское правительство не сможет самостоятельно удержаться у власти. Кабул самостоятельно не сможет противостоять движению Талибан, поскольку нынешнее состояние афганских силовых структур совершенно неудовлетворительное.
Тем не менее, без участия стран-членов ШОС и учета их интересов США и НАТО не смогут самостоятельно справиться с афганским конфликтом и решить проблему Афганистана. Представляется, что в первую очередь, они должны использовать опыт России.
США впервые послали своего представителя на проводимую ШОС международную конференцию по Афганистану в 2009 г., где был разработан план действий, который призвал государства-члены сотрудничать с международными сторонами, включая НАТО, по борьбе с наркоторговлей, укрепляя оборону и развивая экономику Афганистана. В 2010 г., также в первый раз, представители наркополиции России приняли участие в успешном натовском и афганском совместном рейде против нарколабораторий в Афганистане.
Создание более тесных взаимосвязей и, возможно, предоставление статуса партнера по диалогу с ШОС, заявку на который Вашингтон подал в 2011 г., помогло бы США взаимодействовать по вопросам противодействия экстремистским организациям в Евразии. Страны-члены ШОС могут участвовать в проектах подготовки сотрудников афганских правоохранительных органов. На наш взгляд, необходимо привлекать афганцев к достижению договоренности под эгидой не только США, но всех стран региона.
В 2011 г. Афганистан обратился с просьбой о предоставлении ему статуса наблюдателя в ШОС. Следует продолжать практику приглашения афганского руководства на саммиты глав государств-членов ШОС в качестве почетных гостей. Вместе с тем, в настоящее время не созданы необходимые и достаточные условия для предоставления Афганистану статуса наблюдателя при ШОС, и по этому вопросу необходимо вести переговоры с партнерами по ШОС.
Одна из важных задач для стран центрально-азиатского региона и всего мирового сообщества - переломить отношение афганцев к внешнему миру, как к враждебному. Это невозможно без уважения исторических, этно-демографических особенностей Афганистана, многовековых обычаев, которых придерживается многонациональный и многоконфессиональный афганский народ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Юлия Сергеевна Кудряшова,
старший научный сотрудник МГИМО.
Источник: Афганистан.Ру

 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.