| Эта тема стала частью моей жизни-Тема войны в Афганистане затронула в нашей жизни многое и многих. Михаил Степанович, с чего начиналась эта тема для вас? -
Нужно сказать, что я давно жил в ожидании большого замысла и внутренне
был готов к его исполнению, только не знал тогда, каким он будет,
поскольку сейчас не многие художники могут похвастаться обилием
заказов, тем более на монументальные произведения. Время такое. А
началось всё со знакомства с Николаем Овчаренко, с его предложения
написать небольшую батальную картину. Он передал мне множество видео- и
фотоматериалов, в том числе, документальные съемки, сделанные
участниками этих событий как с одной, так и с другой стороны. Именно
эти кадры потрясли меня больше всего. Ни один художественный фильм,
даже самый знаменитый, не произвёл на меня такого впечатления, какое я
получил от соприкосновения с голой правдой об этой войне. Потом были
встречи, общения с участниками, долгие разговоры и я понял, что это
мое. Я уже не мыслил себя вне этой темы. И масштаб ее не вписывался в
рамки одной небольшой картины, мне хотелось, чтобы изображение выходило
из плоскости не только визуально, но внедрялось в нашу среду, в наше
время, в нашу жизнь некими материальными объектами, тем более что такая
концепция соответствовала духу и замыслу музея. Идея уже жила
самостоятельной жизнью, тогда я и предложил создать диораму,
максимально используя размеры помещения. - Николай Овчаренко
поведал нам, как формировался сюжет будущего произведения. Вы считаете,
что полностью раскрыли первоначальный замысел? - Некоторые
моменты, с моей точки зрения, безусловно, удались. Особенно пейзаж, на
фоне которого происходит баталия. Для меня очень ценными были и
остаются высказывания афганских беженцев. Афганистан – их Родина, и
многим из них казалось, что они узнают на полотне конкретные родные
места, хотя это, конечно же, не так. Пейзаж написан не с натуры, это
собирательный образ, включающий элементы, присущие разным местам и
местностям. Главным же в замысле диорамы было показать наиболее
характерное военное событие этой войны. Нападение из засады на колонну
наших войск и следующий за нападением бой – наиболее часто
повторяющийся эпизод. Характерно было и то, что в таких стычках
смещались понятия нападающей и обороняющейся стороны. В таких боевых
операциях нельзя однозначно определить, кто прав, кто виноват. Именно
поэтому возникла фраза, ставшая уже расхожей, - в этой войне не было
победителей. Что касается того, считаю ли я первоначальный замысел
полностью воплощенным, - нет. Для меня эта тема, наверное, никогда не
будет закрыта. Четыре года я жил ею. Афганистан не отпускает меня, мне
снятся его пейзажи, иногда мне кажется, что всю предыдущую жизнь я шёл
к выполнению именно этой задачи. Даже сейчас, когда работа над данным
полотном завершена, некоторые места мне хотелось бы переделать, довести
до совершенства. - Другими словами, Вы собираетесь и дальше работать над этой тематикой? -
Эта тема стала частью моей жизни, сжился с ней, есть новые идеи, но
продолжению много препятствий. Прежде всего, финансового характера,
хотя для меня работа продолжается, не прекращаясь ни на минуту,
настолько я сжился с образом. Но если бы возникла необходимость сделать
еще раз нечто подобное, это была бы совершенно новая работа и
совершенно другой подход. Но будет ли у меня такая возможность? Я был
бы очень рад. - Михаил Степанович, такое многоплановое
произведение, несомненно, требует серьезной подготовки. Исходя из опыта
работы старых мастеров, известного нам по истории искусств, в
подготовительный период создается масса эскизов, картонов, рисунков,
набросков, которые в дальнейшем ведут самостоятельную жизнь. Я слышал,
что у Вас было огромное количество эскизов и даже несколько полноценных
картин, выполненных в процессе работы над сюжетом. - Да конечно.
Все это было, и как Вы правильно заметили, то, что сделано на
подготовительном этапе, разошлось по всей территории СНГ. Само же
полотно и отдельные его фрагменты иногда выполнялись на одном дыхании,
настолько образы были близки мне, что я рельефно ощущал их. Все
промежуточные эскизы служили выработке общего пластического решения и
для меня лично особой ценности не представляют, у них своя жизнь, это
уже история. Передо мной зрительно, осязаемо стояла конечная цель, а
сейчас я думаю о том, как и что делать дальше. - У Вас были помощники при выполнении работы? -
Должен выразить особую благодарность харьковским художникам Сергею
Новикову, очень близкому мне по духу человеку и в творческом, и в чисто
человеческом плане, Рыбину Сергею Васильевичу, проректору Харьковской
академии дизайна и искусств, которые и советом, и делом часто помогали
мне. И очень хватало ныне покойного Учителя, Учителя с большой буквы, -
профессора Адольфа Марковича Константинопольского, именно ему я обязан
тем, что был готов и профессионально, и морально к практическому
воплощению замысла такого масштаба. С самого начала в работе принимал
участие реставратор Андрей Федосеенко, который познакомил меня с
Николаем Овчаренко. Им были выполнены муляжи натурных объектов диорамы.
Вот собственно и вся творческая группа. Но это относительно, потому что
без творческого участия воинов-«афганце», без их совета, без их скупых,
но очень эмоциональных рассказов о боевых операциях мне не удалось бы в
такой степени вжиться в образ. «Афганцев» Николая Овчаренко, Виктора
Пархимовича, Виктора Коваленко, Василия Хому, Владимира Нужного,
Геннадия Шевченко, Алексея Кочмолу и многих других можно с уверенностью
назвать соавторами сюжета, настолько ценным было их участие на всем
протяжении работы над полотном. Так что помощников, наверное, было
много, и я всем им очень признателен. - Михаил Степанович, в
Вашей творческой мастерской огромное количество работ. Может быть,
следует подумать о проведении персональной выставки в ходе презентации
музея-диорамы? - Стоит подумать. Почему бы и нет.
Беседу провел и записал Александр Тарасов газета «Тема» г. Харьков | |