" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - КОМАНДАРМ Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41098691 Відвідувачів
Урядовий портал
Міністерство оборони
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Укрінформ
Орденские планки – ветеранам
Боевое Братство
КОМАНДАРМ Надрукувати Надіслати електронною поштою
Image23 января 1982 года центральная газета Минобороны СССР «Красная Звезда» опубликовала некролог за подписью 19 членов высшего генералитета о человеке героической и трагической судьбы, погибшем на афганской войне. Но поскольку тогда об этом еще не писали, официально лишь скупо сообщалось: «При выполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погиб генерал-лейтенант П. И. Шкидченко».
Позади у него была суровая жизненная школа, закалка Великой Отечественной. Курсанта Житомирского пехотного училища, младшего лейтенанта Петра Шкидченко война застала в Белой Церкви.  В дивизию, куда он прибыл всего за две недели до ее начала командиром стрелкового взвода, включили в состав 26-й армии Юго-Западного фронта, что обороняла Киев. В июле 1941-го, после гибели в бою командира батальона, принял командование этим подразделением. В ту пору Петру Ивановичу было всего девятнадцать.  И только спустя двадцать лет ему, одному из немногих, кто уцелел в той смертельной схватке с врагом, вручат медаль «За оборону Киева». А за бои под Москвой, Шкидченка  наградили орденом Красного Знамени. Там получил он первое из четырех ранений. Пулю, которую так и не смогли достать врачи, носил в своем теле больше сорока лет…
О своем участии в Великой Отечественной и японской войнах Петр Иванович мечтал написать воспоминания после выхода в отставку, но так и не успел.
После окончания Военной академии им. М. Фрунзе командовал дивизией, с февраля 1971 по август 1973 года – шестой гвардейской танковой армией, штаб которой находился в Днепропетровске. Был заместителем командующего Группой Советских войск по боевой подготовке в Германии. И везде, где бы ни служил, его сопровождала верная спутница Варвара Ивановна, с которой  вместе рос и учился в родном Радомышле, районном центре на Житомирщине.
Image… Июль 1980 года.  На Украине дозревали вишни, а там, в чужом и далеком Афганистане, где Петр Шкидченко исполнял обязанности заместителя Главного военного советника – начальника группы управления боевыми действиями при МО Демократической Республики Афганистан, солнце безжалостно выжигало землю, а заодно и душу бывшего фронтовика. Ведь кто-кто, а он, прошедший уже две войны, прекрасно видел и понимал: что-то здесь не так. Поэтому не раз мучился вопросом: зачем воюем, кому это надо? Но на первом месте, как это было всегда, стояла присяга, принятая еще в тридцать девятом. И, будучи ей верен до конца, он стремился туда, где опасность. Чтобы контролировать ситуацию, чтобы уберечь жизни вверенных солдат и офицеров. За полтора года пребывания в Афганистане опытный фронтовик лично принял самое непосредственное участие в проведении 25 крупных боевых операций против душманских вооруженных бандформирований. Боевые вылеты мужа были настолько частыми и продолжительными, что Варвара Ивановна, чтобы скоротать время мучительного ожидания, стала по его совету навещать раненых в Кабульском госпитале. Очень быстро «встречи» переросли в выполнение простого человеческого и материнского долга – больные и раненые очень нуждались в дополнительной помощи.
– До сих пор перед глазами жуткая картина, – делится воспоминаниями Варвара Ивановна, – наши солдатики, почти еще мальчики – без рук и ног, слепые. Случалось, с отрезанными ушами или носом, после душманских пыток. Кому водички подать, кого покормить надо, вымыть. А кто письмо маме или девушке написать просит. Как же мы радовались их выздоровлению и долго не могли отойти от очередной потери. Еще тяжелее было представить, как прилетит страшная весть в чей-то дом...
В ее дверь беда постучалась 19 января 1982 года. Восстал один из полков афганской армии, где закончилось продовольствие, и Петр Иванович три дня лично летал туда, чтобы передать для афганских солдат крупы, муку, консервы. Улетая в тот последний раз, уже с порога сказал жене: «Вроде бы все уладилось,  должен к обеду вернуться».
Чтобы хоть как-то осилить волнение, верная спутница жизни поставила тесто на пироги. Ожидание затянулось до вечера. А когда увидела идущую к дому офицерскую делегацию, застыла на месте, готовясь к любому известию. Только не к тому, которое услышала...
Один из двух вертолетов душманы подбили в шести метрах от земли уже над нашим аэродромом. И именно тот, в котором летел генерал, за чью голову противнику была обещана огромная сумма денег. Вместе с пилотом и переводчиком он сгорел заживо. От мощного взрыва вздрогнули даже седые афганские горы, навечно остановилось время на его обгоревших часах, подаренных когда-то министром обороны, вот уже тридцать лет «10 часов 10 минут».
– Помню, как в Кабуле, в день рождения мужа, 7 ноября, – вытирает непрошенную слезу моя собеседница, – у нас собрались его боевые друзья. Приготовила, что смогла, ведь поначалу с продуктами особенно тяжело было.  Все мечтали об одном – встретиться после этой ужасной войны в Москве.
Судьба распорядилась иначе. В 2000 году в бывшей столице СССР вручали Варваре Ивановне награду мужа: за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, его посмертно наградили званием  Героя России.  Впрочем, настоящим героем Петр Иванович всегда считал своего отца, что погиб почти в самом конце Великой Отечественной, подвозя снаряды на передовую. Лишь через 25 лет смог отыскать место его захоронения – последним пристанищем отважного бойца стала братская могила под Трускавцом.
Сегодня в днепропетровской квартире генерал-лейтенанта Шкидченко все напоминает о прошедших войнах: архивные материалы, книги, фотографии, обгоревший блокнот. Символ непоколебимой солдатской чести и воинской доблести – его парадный мундир. На нем два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, более 30 медалей, значок депутата Верховного Совета Украины. Кстати, второй орден Ленина, за Афганистан, он так ни разу и не надел. Принес в коробочке и вручил Варваре Ивановне со словами: «Заработала. Вместе афганскую войну делим».
Двенадцать лет назад по инициативе заместителя председателя днепропетровского городского объединения ветеранов Афганистана Василия Васильевича Заторжинского, который в то время возглавлял ветеранскую организацию Ленинского района, средней школы  № 97 присвоили имя П. И.  Шкидченко. Активное участие в этом благородном деле также принимала бывший директор Елена Владимировна Гусева, награжденная медалью УСВА «За заслуги» III степени, районное управление образования.
 – Я чрезвычайно благодарна  за память, – говорит Варвара Ивановна, – за то, что в нашем городе учат бережно относиться к ней молодое  поколение. Много лет я ощущаю внимание к себе со стороны афганской организации. Очень важно, когда рядом есть надежные, заботливые, неравнодушные люди. Что может быть важнее поддержки, понимания, участия.
Бережно хранят в своих сердцах память об отважном человеке его родные: дочь. Ирина Петровна, избравшая мужественную профессию медика, две внучки – Алена и Ирина, правнуки Катюша и Петенька. Сын, Владимир Петрович Шкидченко, продолжая дело отца, 33 года отдал армии – генерал армии, бывший командующий войсками Одесского военного округа и министр обороны Украины.
Помнят своего командарма и те, с кем служил он плечо к плечу. Особенно тепло вспоминает Шкидченко его бывший подчиненный Виктор Новицкий. Каждый раз, когда собираются или созваниваются сослуживцы, обязательно говорят о своем отважном «батяне», который умел постоять за честь офицера и оружия, служил примером всегда и во всем. Характер у Петра Ивановича был «серьезный»: требовательный и суровый. Но если оказывался не прав, не считал зазорным перед младшими командирами извиниться. Солдат любил, берег. И в Афганистан не по приказу поехал, жалел молодых, не видевших войны. Сам всегда с иголочки одет и от офицеров аккуратности требовал. Водил любую машину, танк, прыгал с парашютом. Хотя парашют – это особая история. После войны молодой комбат попал в десантные войска. О том, что в ноге пуля, которую задевают парашютные лямки, умолчал. «Разоблачил» десантника доктор, когда случайно заметил, что тот прихрамывает. Пришлось офицеру танк осваивать.
Интересную историю вспомнил Виктор Новицкий и о командирских часах. В один из осенних дней 1971 года над тихой Золотоношей, где стоял зенитно-ракетный полк, в котором тогда служил лейтенант Новицкий, зарокотал вертолет Ми-8. Из него вышел крепко сбитый генерал, ростом под 190 см, с ним – офицеры сопровождения. Оглядевшись и получив первое впечатление от части, генерал пошел в штаб полка. «Ну, быть тревоге!» — решили все и незаметно стали собирать офицеров и сверхсрочников. Но тревога не состоялась. Вместо нее генерал обстоятельно побеседовал с командованием, посмотрел казармы, проверил несение службы,  посмотрел как живут офицеры. А на собрании пошел конкретный разговор о том, что и часть неплохая, и служащие. Только вот оружие свое офицеры не любят. За прошедший год, мол, в части недожог трех тысяч пистолетных патронов. А не умеющий метко стрелять из личного оружия – не офицер. Поэтому Петр Иванович объявил свое решение лично принять зачет у всех офицеров и сверхсрочников по стрельбе из пистолета Макарова. Так и познакомился молодой лейтенант Новицкий со своим командармом, ведь зенитно-ракетный полк входил в состав 6-й гвардейской танковой армии.
Правда, недожог патронов обнаружился в полку не потому, что стрелять не любили. Просто после стрельбы пистолеты чистить надо. А офицерский рабочий день в линейной части чрезвычайно долог, хотя бы к ужину в столовую успеть. Но командир был неумолим: «Я приказал на территории части устроить нормальный тир. Рабочий день офицера и сверхсрочника должен начинаться и заканчиваться там!».
Тогда многим офицерам это казалось генеральской причудой: по боевому уставу, в случае чего часть должна была бы располагаться в глубине боевых порядков, вне досягаемости артиллерийского огня противника. В кого из пистолета стрелять-то? Но генерал Шкидченко смотрел вперед, словно предчувствовал Афганистан, словно предвидел неоправданные потери в самых неожиданных местах и ситуациях из-за плохого владения личным оружием. И какие потери!
А тогда он встал перед строем, снял со своей руки золотые часы на золотом браслете и поднял их над головой: «Тому, кто из тридцати выбьет тридцать (то есть, три выстрела и все в «яблочко»), я сразу, здесь же, отдаю эти часы. Слово офицера, слово генерала».
Начали стрелять. С каждой батареей стрелял и генерал. Меньше 25 у него не было, лучший же его результат – 28. В полку до него не дотянулся никто, поэтому часы остались у генерала. Но после его отъезда молодые офицеры стали «жечь патроны» с большим усердием – очень уж награду хотелось получить от самого Шкидченко, которого полюбили всем сердцем и зауважали по-настоящему. К слову сказать, часы мужа, подаренные ему министром обороны, многие годы хранит и носит Варвара Ивановна.
…Как неумолимо бежит время. Вот уже 30 лет прошло, как нет среди нас поистине удивительного, мужественного и героического человека. Единственное, что не подвластно времени память. Ведь пока живут воспоминания, живы и те, кто нам так дорог. Несмотря ни на какие годы и расстояния.
Об этом накануне выхода статьи, мы говорили с давним другом семьи Шкидченко Василием Заторжинским.  Благодаря ему, я познакомилась с Варварой Ивановной, с теми, кто знал Петра Ивановича, по сути, первой сделала журналистский материал о Герое. Очень важно, чтобы о нем знало как можно больше: не зря ведь говорят, что с годами подвиги становятся ярче.  И, конечно же, мы все не теряем надежду на то, что Украина, наконец, достойно оценит своего славного сына. Россия это сделала много лет назад.
Юлия БАБЕНКО,
фото автора и из семейного архива П. Шкидченко.

 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.