" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - На затонувшей 70 лет назад подлодке "Щука" служили моряки со всего Союза Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


40985716 Відвідувачів
Боевое Братство
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Міністерство оборони
Укрінформ
Урядовий портал
Орденские планки – ветеранам
На затонувшей 70 лет назад подлодке "Щука" служили моряки со всего Союза Надрукувати Надіслати електронною поштою
Субмарина затонула в 1944-м возле мыса Тарханкут в Крыму, но до сих пор числилась без вести пропавшей.
Затонувший корабль, напомним, украинские археологи нашли на прошлой неделе, когда испытывали подводного робота на мысе Тарханкут в Крыму. Советская подлодка типа "Щ" ("Щука") лежит на 52-метровой глубине примерно в 20 километрах от берега.
- Это место - так называемый сто первый квадрат. Зимой 1944 года там без вести пропала "Щ-216", - рассказал "КП" руководитель Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. - Подлодка выполняла дозорную службу, торпедировала немецкий транспорт, на котором из Крыма вывозились ценности и войска вермахта. Насколько известно, в начале войны она была приписана к порту Феодосия, а затонула, уже когда была переведена на обслуживание в Туапсе.
Если верить архивам, лодку с командой из 47 человек атаковали немецкие корабли-охотники UJ-103 и UJ-104. Судя по отверстию два на четыре метра в районе второго отсека, это пробоина образовалась от взрыва глубинной бомбы.
- Лодка пыталась всплыть - это видно по положению рулевой группы, которая установлена в режим подъема, - поясняет Сергей Воронов. - Рубка запутана в больших траловых сетях. Их, видимо, еще во времена СССР потеряли рыболовы. Легкий корпус лодки порос моллюсками. Носовая часть, где и находится взорванный отсек, разрушен, его части лежат на дне.
Сейчас крымские ученые ломают голову над тем, что делать с "Щукой". Возможно, уже в ближайшее время ее поднимут на поверхность. Причем по той же схеме, по которой действовали с российским атомоходом "Курск", погибшим в 2000 году в Баренцевом море. Корпус обвяжут тросами и прицепят их к понтонам, которые наполнят воздухом.
- Все решится, когда мы точно будем знать, в каком состоянии находятся торпеды и не взорвутся ли они при подъеме, - говорят ученые. - Дело в том, что такая же лодка типа "Щ" лежит близ острова Змеиный, в северо-западной части Черного моря. Во времена Союза ее хотели поднять, но не стали именно из-за угрозы подрыва торпед, которые находятся на боевом взводе.
В какую сумму обойдется обследование и подъем "Щуки", пока не считали. Известно, что в проекте примут участие и россияне. Если операция пройдет удачно, лодку отреставрируют и установят в поселке Черноморское в качестве музея. А членов команды субмарины с военными почестями предадут земле. Есть вероятность, что уцелевшие отсеки до сих пор заполнены воздухом. А значит, ученым удастся провести эксгумацию погибших моряков, для которых лодка стала ловушкой и братской могилой.
СПРАВКА "КП"
"Щ-216" была заложена 23 июня 1939 года на стапелях завода № 200 в Николаеве. Через год была спущена на воду и вошла в состав Черноморского флота. За время Великой Отечественной войны выполнила 14 боевых походов, в которых провела 299 суток, и один транспортный поход в Севастополь. "Щука" совершила пять торпедных атак, в которых одно судно потопила и еще одно повредила - в октябре 1942 года пустила на дно румынский транспорт Carpati с грузом военного снаряжения и угля. А в августе 1943 года поразила немецкий танкер Firuz. Танкер получил серьезные повреждения, но не затонул.
Подводные лодки типа "Щ" отличались относительно простой конструкцией, а значит, дешевизной, и строились быстро. Кроме того, такие субмарины были достаточно эффективны. За всю историю субмарин этого типа было построено 86 единиц.
ВАЖНО
"КП" разыскивает родных погибших героев
Как только стало известно, что найдена "Щ-216", работники российского архива помогли установить имена и фамилии всех членов экипажа.
- Средний возраст экипажа, которым руководил капитан III ранга Григорий Карбовский, - 20-22 года, - рассказала председатель Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк. - Известно, что на борту были уроженцы из многих республик СССР, в том числе украинцы и россияне. Мы будем обращаться в различные фонды и организации, которые, надеемся, помогут найти родных подводников. Кстати, услышав новость о том, что лодка найдена, некоторые из близких героев уже с нами связались.
Уважаемые читатели! Если в списке вы нашли родные имена - пишите нам. Мы обязательно опубликуем рассказы о подводниках-героях.
ВОПРОС РЕБРОМ
А нужно ли поднимать лодку?
Некоторые считают, что погибшие в море должны в море и покоиться. Мол, тревожить корабли, которые, по сути, стали братской могилой, - кощунство. Другие говорят, что подобные операции и вовсе вне закона.
- Подъем даже самых трудно поднимаемых кораблей после войны считается принципиальным делом, - пояснил руководитель Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. - Это делается для того, чтобы людей, которые там погибли, предать земле в соответствии с обычаями. Законов, которые бы запрещали это делать, не существует. Напротив, государство дает разрешение на эксгумацию погибших. Есть специальные комиссии, которые этим занимаются. К слову, православная церковь к этому также положительно относится. Ведь море - это не могила, а место гибели. И перед подъемом "Щ-216" я пойду на службу в церковь, чтобы получить благословение.
СУДЬБА
"Из пятерых братьев на войне выжил только один"
Племянница Николая Федоровича Пересыпкина, старшего торпедиста субмарины "Щ-216", живет в Запорожье. Узнав о найденной подлодке, очень удивилась. Мол, знали, что погиб где-то в море, но даже не надеялись похоронить по-людски.
- Их было пять братьев. Константин - мой отец, Петр, Иван, Николай и Алексей. Четверо погибли на войне, только дядя Алеша вернулся, - вспоминает 76-летняя Галина Морозова. - По рассказам бабушки, Николай был самым скромным и спокойным среди сыновей. Очень родителей почитал. Высокий, крепкий, красивый, скуластый… Всегда стоял за правду, не жалея кулаков. Работал в колхозе на поле.
До армии подводник жениться не успел, а когда началась война, было уже не до создания семьи. Но все же родственникам запомнилась история о загадочной девушке, которая пришла в родительский дом Николая после того, как те получили похоронку. Сказала, что она его невеста, живет в другом селе и что родила от него ребенка. Родители солдата стали ее расспрашивать, кто она, откуда, где познакомилась с Николаем. Но ее рассказу не поверили, ведь сын ни разу не упомянул в письмах о том, что кого-то полюбил, и тем более о ребенке. В итоге незнакомку семья не приняла.
- Тогда такое время было, каждый выживал как мог. Были случаи, когда женщины обманывали родственников погибших солдат, выдавая себя за их жен, - вздыхает пенсионерка. - Возможно, теперь та женщина или ее ребенок откликнутся, если прочтут в газете о том, что нашли подлодку, на которой погиб Николай. Кто знает, может, это действительно была его супруга. Хотя официально он женат не был.
Имя Николая Пересыпкина, как и его погибших на войне братьев, высечено на стеле возле братской могилы в родном селе Любецкое, что в Запорожской области. Подводнику было всего 23 года.
ПОЛНЫЙ СПИСОК ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА
Погибли на борту подводной лодки "Щ-216" 17 февраля 1944 года:
1. Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., командир корабля.
2. Ларионов Геннадий Алексеевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.
3. Любимов Евгений Васильевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.
4. Глотов Никифор Васильевич, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3.
5. Лейн Илья Абрамович, 1919 г.р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.
6. Савин Павел Андрианович (ошибочно, Андреянович), 1915 г.р., капитан медицинской службы, начальник санитарной службы ПБ "Нева".
7. Швец Иван Константинович, 1915 г.р., главный старшина, боцман.
8. Бубнов Алексей Иванович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, боцман ПЛ "Щ-207".
9. Белоусов Степан Трифонович, 1920 г.р., старший краснофлотец, рулевой.
10. Минчев Пётр Николаевич, 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.
11. Плаксин Григорий Сергеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.
12. Кузнецов Павел Фомич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.
13. Лесников Пётр Иосифович, 1921 г.р., краснофлотец, командир отделения штурманских электриков.
14. Косульников Евгений Александрович, 1919 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.
15. Нудьга Николай Иванович, 1923 г.р., краснофлотец, комендор.
16. Горохов Василий Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.
17. Морозовский Алексей Владимирович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
18. Пересыпкин Николай Фёдорович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.
19. Литвиненко Иван Петрович, 1923 г.р., краснофлотец, торпедист.
20. Ефимов Герман Агафьевич, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.
21. Сомов Алексей Николаевич, 1919 г.р., краснофлотец, командир отделения радистов.
22. Фадеев Андрей Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, радист.
23. Самойленко Виктор Иванович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
24. Гришкин Сергей Анисимович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
25. Ткаченко Иван Фёдорович, 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения СКС.
26. Свистун Фёдор Петрович, 1910 г.р., главный старшина, старшина группы мотористов.
27. Баранов Иван Фёдорович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
28. Саунин Сергей Михайлович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
29. Сигаев Анисим Филиппович, 1915 г.р., краснофлотец, моторист.
30. Фомин Виктор Васильевич, 1921 г.р., краснофлотец, моторист.
31. Максименко Алексей Илларионович, 1924 г.р., краснофлотец, моторист.
32. Байков Михаил Иванович, 1912 г.р., главный старшина, старшина группы электриков.
33. Черняев Иван Никитович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения электриков.
34. Гуренко Илья Григорьевич, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший электрик.
35. Дроздов Фёдор Алексеевич, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
36. Гулидов Иван Осипович, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
37. Перегородов Владимир Лукьянович, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
38. Паншин Евгений Васильевич, 1912 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы трюмных.
39. Грузан Степан Тихонович, 1916 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения трюмных.
40. Рапотин Иван Иванович, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный.
41. Бурчак Иван Дмитриевич, 1919 г.р., краснофлотец, трюмный.
42. Растилов Григорий Александрович. 1924 г.р., краснофлотец, трюмный.
43. Черне Григорий Моисеевич, 1919 г.р., краснофлотец, строевой.
44. Иванов Иван Петрович, 1921 г.р., старшина 2 статьи, кок ПБ "Нева".
45. Астанин Юрий Андреевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
46. Жуков Пётр Петрович, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
47. Комаров Михаил Дмитриевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
Сергей ГУЛЕНКО, Марина ЛУЧЕР
Комсомольская правда в Украине №149, 11 июля 2013
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.