" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Никто не забыт, ничто не забыто! Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41064084 Відвідувачів
Міністерство оборони
Укрінформ
Орденские планки – ветеранам
Боевое Братство
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Урядовий портал
Никто не забыт, ничто не забыто! Надрукувати Надіслати електронною поштою
kanev092013.jpg24 сентября Каневская общественная военно-патриотическая организация «Союз ВДВ», при поддержке Министерства обороны Украины, Черкасской областной государственной администрации, Каневской районной госадминистрации,  Каневского горисполкома, общественности города и района провела мероприятие, посвященное  памяти гвардейцев-десантников 3-й и 5-й гвардейских воздушно-десантных бригад погибших,  при проведении Днепровской воздушно-десантной операции 1943 года.
В честь гвардейцев-десантников освобождавших Украину от фашистских захватчиков открыт памятный знак, с которого начнется строительство парка памяти на каневской земле. Присутствующие минутой молчания почтили светлую память воинов-десантников Днепровской воздушно-десантной операции, возложили цветы к памятнику. Выступающие на митинге отметили героизм гвардейцев-десантников, итоги этой операции по освобождению Украины от фашистских захватчиков. Руководитель Каневского «Союза ВДВ» Константин Анисимов сказал:
– Открытии памятного знака и строительство парка памяти погибших в воздушно-десантной операции привлечет внимание общественности и молодежи к их героическому подвигу, подчеркнет силу, доблесть и честь людей, носящих гордое звание десантник. Будет способствовать поднятию авторитета и чести воинской службы, воспитывать у современного поколения чувство патриотизма и любви к Родине, престижа десантних войск Украины. Мы также хотим больше узнать об этой трагической операции, об ее участниках и их подвигах, определить места боевых действий десантников и партизан.
В мероприятиях участвовали ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Днепровской воздушно-десантной операции, воины-интернационалисты, ветераны Воздушно-десантных войск, воины Высокомобильных десантных войск Украины, представители Черкасской облгосадминисрации, Каневской райдержадминистрации, председатель Украинского Союза ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов) С. В. Червонопиский, министр обороны Украины (1996–2001г.г.; сентябрь 2004 г.–февраль 2005 г.), генерал армии Украины, народный депутат А. И. Кузьмук, председатель Черкасской областной организации УСВА А. В. Рыбченко, местные жители.
Присутствующие посматрели показательные выступления подразделений ВДВ и спортсменов, тематическую концертную программу, подготовленную творческим колективом городского Дома культуры. Участников и гостей угостили солдатской кашей.

Пресс-служба УСВА.
    
 
Днепровская воздушно-десантная операция («Букринский десант») — операция Красной Армии по высадке воздушного десанта в тыл немецких войск в ходе битвы за Днепр. Проводилась с 24 сентября по 28 ноября 1943 года с целью содействия войскам Воронежского фронта в форсировании Днепра. Наряду с Вяземской воздушно-десантной операцией является крупнейшей воздушно-десантной операцией РККА в годы войны. Окончилась неудачей.
img_6040.jpg
Решение о проведении операции принято директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 17 сентября 1943 года. Планом наступления войск Воронежского фронта (командующий генерал армии Н. Ф. Ватутин) предусматривалось накануне форсирования Днепра выбросить в течение двух ночей воздушный десант в Букринской излучине (район сёл Великий Букрин и Малый Букрин Киевской области), захватить плацдарм, перерезать основные пути сообщения, ведущие к Днепру и не допустить подхода к западному берегу Днепра резервов противника, тем самым обеспечить успешное ведения боя за расширение плацдармов на Днепре в районе Великого Букрина. Однако, пока производилась подготовка операции, советские войска 3-й гвардейской танковой армии уже форсировали Днепр у Великого Букрина в ночь на 22 сентября 1943 года. План операции при этом изменён не был, таким образом, десант получил чисто оборонительную задачу — не допускать подкрепления противника к уже захваченному Букринскому плацдарму.
img_6038.jpg
Выполнение этой зaдачи возлагалось на 1-ю, 3-ю, и 5-ю воздушно-десантные бригады (вдбр), объединенные для удобства управления в воздушно-десантный корпус (около 10 000 человек, 24 орудия калибра 45 мм, 180 миномётов калибров 50 и 82 мм, 378 противотанковых ружей, 540 пулемётов). Командиром корпуса был назначен заместитель командующего воздушно-десантными войсками генерал-майор И. И. Затевахин. Ответственность за подготовку к высадке возлагалась на командующего ВДВ генерал-майора А. Г. Капитохина, но к планированию операции в штабе фронта ни он, ни Затевахин допущены не были. Для десантирования были выделены 150 бомбардировщиков Ил-4 и В-25 «Митчелл», 180 транспортных самолётов Ли-2, 10 самолетов-буксировщиков и 35 десантных планёров А-7 и Г-11. Авиационное прикрытие десанта осуществляла 2-я воздушная армия (командующий генерал-полковник авиации С. А. Красовский), координацию действий всех авиационных сил в операции осуществлял заместитель командующего авиацией дальнего действия генерал-лейтенант авиации Скрипко Н. С. Для дальнейшей поддержки действий десанта выделялись части дальнобойной артиллерии и авиации, были назначены офицеры-корректировщики (с десантом выброшены не были).
img_6041.jpg
При подготовке операции были совершены серьёзные ошибки, следствием которых стала неудача операции:
1. Действия воздушно-десантных бригад были разобщены. Созданный воздушно-десантный корпус остался чисто административным объединением, его штаб к планированию операции не привлекался и в ходе операции не десантировался.
2. Разведка будущей полосы действий десанта не производилась. Накануне операции в ней были сосредоточены крупные силы противника (5 дивизий, в том числе 1 танковая и 1 моторизованная), спешно переброшенные на этот участок как на наиболее вероятный рубеж выхода советских войск к Днепру. Этот факт не был замечен советской разведкой. Поэтому вся операция изначально была обречена — вместо засад против вражеских колонн и разгрома подходящих резервов на марше десантникам пришлось вести бой с уже вышедшими на рубежи обороны немецкими резервами.
3. Сроки подготовки операции оказались нереальными — сосредоточение бригад на исходных аэродромах завершилось не 21-го (как по плану), а 24 сентября, за несколько часов до начала операции.
4. Личный состав практически не знал своих задач в предстоящей операции, инструктаж бойцов производился уже в полёте. Ни о какой подготовке взаимодействия подразделений в предстоящем бою таким образом не было даже речи.
5. Отсутствие организации управления в тылу врага: штабы летели в полном составе в одних самолётах (но без раций и радистов), запасные группы управления отсутствовали.
6. Место высадки десанта не было оборудовано сигналами — подготовленная для этого группа обеспечения по неизвестным причинам выброшена не была.
img_6053.jpg
Начало операции: десантирование:
Вылет первых самолётов начался в 18-30 24 сентября. Сама операция по высадке производилась в большой неразберихе — возникла путаница из-за непроработанной посадки в самолёты, были задержки с подачей автомашин-бензозаправщиков, из-за изношенности поданных самолётов в них загружалось меньше бойцов, чем было предусмотрено. В итоге вместо 500 вылетов на десантирование было выполнено только 296. Выброска первого эшелона десанта (3-я вдбр, часть сил 5-й вдбр) была осуществлена в ночь на 24 сентября в сложных условиях при сильном зенитном огне противника. В результате многие экипажи самолётов потеряли ориентировку и произвели выброску десантников не в районе высадки. Места высадки бойцов из нескольких самолётов вообще установить не удалось, об их судьбе ничего не известно. Но и в намеченном районе высадки она из-за зенитного огня производилась неправильно — с высоты в 2000 метров вместо 600 и на большой скорости. В результате десантники оказались разбросаны в обширном районе (полоса высадки превысила 60 километров) и приземлялись поодиночке, а не подразделениями. Основная часть десантников оказалась в расположении вражеских войск и понесла большие потери. Связь штаба фронта с бригадами была потеряна и дальнейшее десантирование прекращено. Не успевшие десантироваться части 5-й воздушно-десантной бригады были возвращены на исходные аэродромы. Всего к утру 25 сентября было выброшено: из 3-й вдбр — 3050 человек, из 5-й вдбр — 1525 человек, всего 4575 парашютистов (из них 230 — над своей территорией) и 660 контейнеров со снабжением. Ещё 2017 человек и 590 контейнеров, а также вся артиллерия и миномёты выброшены не были.
Выброшенные десантники оказались в исключительно тяжелом положении — мелкими группами и поодиночке они находились в густо насыщенной войсками противника полосе, и вели неравный бой при острейшем недостатке боеприпасов, только легким стрелковым оружием, не зная местность и обстановку. Большое число бойцов погибло в первые часы операции. Каждая группа десантников действовала самостоятельно — одни пробивались подальше от линии фронта к партизанам, другие наоборот пытались прорваться через фронт на Букринский плацдарм. В лесу восточнее села Грушево исключительно упорный бой вели примерно 150 бойцов из состава 3-й вдбр. Все они геройски погибли, уничтожив большое количество солдат противника. К вечеру 25 сентября вели бой примерно 35 групп десантников численностью до 2 300 человек. Не владея информацией о положении десанта, командование фронтом отказалось от высадки второго эшелона десанта — 1-й воздушно-десантной бригады, запланированной в ночь на 26 сентября.
img_6064.jpg
К концу сентября наиболее крупные группы десантников действовали в районе Каневского леса (600 человек), у села Черныши (200 человек), четыре группы общей численностью до 300 человек — в районе Яблонова. Все они не имели связи с командованием фронта. При попытках связаться с десантом 26 — 28 сентября погибли три заброшенные в тыл группы радистов и был сбит самолёт, после чего попытки установить связь с бойцами десанта были прекращены.
Уцелевшие радисты десанта тоже не могли установить связь с фронтом, потому что офицеры, имевшие при себе коды связи все погибли при высадке. Только 5 или 6 октября во многом случайно радиосвязь удалось установить.
К 5 октября командир 5-й вдбр подполковник П. М. Сидорчук объединил ряд групп, действовавших в Каневском лесу (южнее города Канев, около 1 200 человек). Он сформировал из уцелевших бойцов сводную бригаду, установил взаимодействие с местными партизанами (до 900 человек), и организовал ведение активных боевых действий в тылу врага.
Итоги операции
Операция не достигла поставленных целей. Многочисленные ошибки и недостатки в её подготовке сорвали первоначальный план операции. Однако десантники активными действиями оттянули на себя крупные силы противника и нанесли ему значительные потери в живой силе и технике. По советским данным, было уничтожено до 3000 немецких солдат, уничтожено 15 эшелонов, 52 танка, 6 самоходных орудий, 18 тягачей и 227 автомашин. .Личный состав десанта, сражаясь в тылу врага, проявил массовый героизм, мужество и стойкость в боях. Звание Героя Советского Союза было присвоено командирам воздушно-десантных батальонов майору А. А. Блувштейну, старшему лейтенанту С. Г. Петросяну, бронебойщику младшему сержанту И. П. Кондратьеву.

 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.