" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Мужество по наследству Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41058232 Відвідувачів
Міністерство оборони
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Орденские планки – ветеранам
Укрінформ
Урядовий портал
Боевое Братство
Мужество по наследству Надрукувати Надіслати електронною поштою
peretyatko20160916_1.jpgСын погибшего в Афганистане Александра Перетятько – Денис, как и его отец, посвятил жизнь профессии «Родину защищать».
Поводом для нашей встречи с майором Денисом Перетятько стало официальное мероприятие. Уже не раз вандалы воровали и разбивали мемориальные таблички с именами погибших на афганском памятнике. В их числе оказалась и фамилия А.А. Перетятько. Активисты Днепропетровского городского объединения ветеранов Афганистана с помощью рабочих агрегатного завода восстановили табличку и 14 августа, в день рождение погибшего побратима, вернули ее на место. В этом событии взяли участие семья героя.
 Погиб, прикрывая товарищей
Как правило, о героических людях говорим нечасто, знаем немного. Из общесоюзной Книги памяти о нашем земляке известно, что он был в Афганистане с мая 1981 года. Колонна, которую он сопровождал в составе отряда обеспечения, внезапно попала под обстрел. Капитан Александр Перетятько приказал водителю БТР, в котором находился, скрытно выдвинуться во фланг к противнику и занять огневую позицию. Ведя стрельбу из пулемета боевой машины, подавил несколько огневых точек. Получил тяжелое ранение, но, несмотря на это, заменил контуженого водителя – сам повел БТР. При подъезде к колонне боевая машина подорвалась на мине. Награжден посмертно орденом Красной Звезды.
Отец бы гордился
Александр Перетятько погиб, когда сыну было всего два года. Мама растила Дениса за двоих.
«Как две капли воды… Вылитый отец…» -- часто роняла она слезу, прижимая к себе сынишку. И делала все возможное, чтобы Денис унаследовал от него самые хорошие качества – ответственность, мужество, надежность…
peretyatko20160916_2.jpg

– Я благодарен маме за любовь к отцу, за верность его памяти, за то, что даже, не помня его, всегда ощущал его присутствие. Старался быть похожим на отца, достойным, – не скрывает волнения мой собеседник. – Могу только себе представить, что пережила мама, когда я решил стать военным. Но она с пониманием отнеслась к моему выбору. Хотя на протяжении всех этих лет, конечно же, волнуется за меня, с нетерпением ждет домой из военных командировок.
Терпеливо ждет Дениса и жена Лиля. Может, потому что и сама связала судьбу с армией и, как никто, понимает слово «должен». Самый большой праздник под названием «папа дома» и для детей – одиннадцатилетнего Саши и трехлетней Маши.
– Сына в честь отца назвал, – говорит с гордостью Денис Александрович. – Он дедом гордится. Вырастет, захочет выбрать профессию военного – помогу, чем смогу, поддержу. Кто бы мог подумать, что это сейчас так актуально будет? Хотя в душе очень надеюсь, что нашим детям воевать не придется. Думаю, об этом в Афганистане мечтал и отец…
Командировки на войну
peretyatko20160916_3.jpg

А они у Дениса Перетятько случались не раз. Отец в армии с 1969-го был высококлассным специалистом противовоздушной обороны, в Афганистане – помощником начальника ПВО полка. По его стопам пошел и сын. В выборе не сомневался ни минуты: Харьковский военный университет, факультет противовоздушной обороны сухопутных войск. Даже служить вернулся на одно из прежних мест отца, в Черкасскую – 93-ю отдельную механизированную бригаду, был командиром взвода, командиром батареи.
Потом была Югославия. С 2007-го по 2008-й в составе миротворческой миссии НАТО обеспечивал безопасность мирного населения, доставку гуманитарной помощи.
О трудностях и опасности, подстерегавшей на каждом шагу, рассказывать не любит. Но параллель между этой страной и Афганистаном проводил не раз: такая же скалистая местность, так же гибли ребята.
– Всегда хотелось представить, как бы в той или иной ситуации поступил отец – грустно улыбается он. – Что чувствовал, о чем думал в трудные минуты. И хотя я его не помню, какие-то внутренние нити тесно связывали нас. Это помогало принять правильное решение в критический момент.
А таких моментов у нашего земляка было немало – довелось побывать еще в нескольких горячих точках. С 2013-го по 2014-й был в составе миротворческой миссии ООН на западном побережье Тропической Африки – Сьерра-Леоне и в Центральной Африке – Демократической Республике Конго. Денис Перетятько владеет сербско-хорватским, англо-американским языками занимал должность переводчика вертолетного отряда. Но в силу разных боевых обстоятельств приходилось не только оружие, но и штурвал в руках держать. В первый же приезд их атаковали вооруженные формирования из нескольких тысяч человек. И снова непроизвольная параллель с Афганистаном: такая же схема поставки оружия в страну, такая же тактика боевиков и «алмазные камни преткновения…», по сути, те же.
Насколько сложной была служба в Конго, можно только представить. Восточный и юго-восточный регионы занимают практически непроходимые джунгли. Есть окрестности, где до сих пор процветает каннибализм. Безграмотность населения, внутренний вооруженный конфликт на этнической почве, разногласия между правительством и оппозицией накаляли обстановку до предела. Поэтому миротворческие силы выполняли функцию сдерживающего фактора со всеми вытекающими для себя далеко небезопасными условиями и последствиями.
peretyatko20160916_4.jpg

«Донбасс болит в моей душе»
Из Конго майор Денис Перетятько вернулся в июле прошлого года, и сразу же новый приказ – в АТО. Специалисты противовоздушной обороны в Донбассе требовались в первую очередь. Небольшая передышка после горячей точки уже на территории родной Украины – и обратно в эпицентр боевых действий. Вернулся нынешней весной. Сейчас в оперативном командовании в Днепропетровске. Надолго ли? Разве есть ответ на этот вопрос у военного?
– Однажды я выбрал профессию «Родину защищать» и останусь ей верным, – говорит на прощание мой собеседник. – Конечно, как каждый нормальный человек, хочу мира. Люди рождаются для того, чтобы жить. Любить, рожать детей, строить дома, сажать деревья. Так обязательно и будет. В единой для всех нас Украине.
…После разговора с этим мужественным тридцатичетырехлетним офицером я долго не могла отойти от эмоций. В голове крутилась фраза: «Отец бы гордился…» Прекрасно понимала и то, что многое в его скромном рассказе осталось за кадром. То, о чем никогда не говорят настоящие воины и мужчины. Можно только догадываться, что приходится переживать каждому из них в горячей точке родной страны. И сколько времени понадобится еще для того, чтобы залечить раны душевные. За двадцать пять лет тесного творческого сотрудничества и общения с ветеранами афганской войны я поняла, что войну забыть невозможно. «Афганистан болит в моей душе, он снится мне бессонными ночами…» -- поют и говорят они спустя десятилетия. Потому что боль от утраты товарищей не проходят со временем. Не лечится временем и такое понятие, как «послевоенный синдром». Все, кто возвращается из Донбасса, с этим уже столкнулись. От понимания и внимания каждого из нас к этим людям зависит, чтобы Донбасс в их душах болел как можно меньше.

Юлия БАБЕНКО.
 


 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.