" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Афганистан неотложно нуждается в укреплении армии Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


41256461 Відвідувачів
Орденские планки – ветеранам
Укрінформ
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Боевое Братство
Міністерство оборони
Урядовий портал
Афганистан неотложно нуждается в укреплении армии Надрукувати Надіслати електронною поштою
       Афганская национальная армия, как заявил официальный представитель министерства обороны Афганистана Мохаммад Захир Азими, достигла численности 55 тысяч человек. Сформированы штаб (начальник штаба – Бисмулла Хан, бывший полевой командир войск Северного альянса), командования, корпуса и дивизии.
    Несмотря на острую нехватку средств у правительства, национальная армия постоянно растет и увеличивает свою оснащенность. По словам Азими, в декабре 2006 года международное сообщество достигло соглашения о выделении Афганистану 8 млрд. долларов на модернизацию национальной армии. Кроме того, около 2 млрд. долларов выделили США на вооружение национальной армии и полиции.
 
  США передало в начале 2007 года 800 грузовиков и бронетранспортеров и 12 тысяч единиц стрелкового оружия национальной армии Афганистана. Командующий Объединенными переходными силами безопасности генерал-майор Роберт Коун пообещал, что до 2008 года США решат проблему вооружения афганской армии. Оказывают помощь и другие страны. Например, Черногория прислала 1500 единиц стрелкового оружия советского образца. Постепенно налаживается снабжение армии продовольствием, пошив военной форме на специально открытой фабрике. По плану, национальная армия должна достигнуть численности в 70 тысяч человек в 2009 году.
    Уже сформированные части показали достаточно высокую боеспособность. 203-й и 209-й корпуса афганской армии, по мнению генерала Коуна, показали неплохую выучку, и участвуют в совместных операциях вместе с частями НАТО. По словам Роберта Коуна, уже весной 2008 года части национальной армии смогут провести первые самостоятельные операции.
    Однако, этих усилий недостаточно. Афганская армия по-прежнему является плохо вооруженной, испытывает острую нехватку бронетехники, практически не имеет авиации, и в выполнении боевых задач полностью зависит от помощи войск НАТО.

    Политические проблемы
    Развитие вооруженных сил Афганистана является серьезной политической проблемой. До тех пор, пока национальная армия не будет в состоянии самостоятельно проводить операции против сопротивления на юге страны, до тех пор в Афганистане будут находиться силы НАТО. Боннские соглашения 2002 года уже выполнены, однако руководство НАТО приняло решение оставить войска в Афганистане еще неопределенно долгий срок, давая понять, что скорого решения о выводе войск не будет.
    Нынешняя ситуация с обеспечением безопасности Афганистана силами НАТО, коренным образом отличается от периода 2002-2006 годов, когда действовали Боннские соглашения. Тогда НАТО помогало установлению легитимной власти и поддерживало новое правительство. Но теперь ситуация изменилась, и речь идет уже об ограниченном суверенитете Афганистана.
    Если нет четкого определения условий, при которых военная операция НАТО в Афганистане признается завершенной, если решение этого вопроса находится в ведении руководства НАТО, это означает, что правительство Афганистана не может самостоятельно решить целый блок вопросов обеспечения безопасности страны. Это не только вопросы борьбы с повстанческим движением, но и вопросы защиты страны от возможной агрессии со стороны соседних стран.
    Дальнейшее присутствие войск НАТО в Афганистане, делает страну уязвимой именно с точки зрения возможности военной операции сопредельных стран, в первую очередь Пакистана и Ирана. Афганистан является заложником политики НАТО, поскольку в настоящее время он не в состоянии своими силами проводить самостоятельную политику безопасности и вести боевые действия.
    Потому необходимо поставить вопрос о скорейшем завершении формирования национальной армии (в 2008-2009 годах) не только в плане численности, но и в плане насыщения современной боевой техникой и вооружением. Единственный аргумент, который сейчас может обосновывать иностранное военное присутствие, это поддержка формирующейся афганской армии. После завершения формирования афганской армии, военная операция НАТО в Афганистане должна быть завершена, и войска НАТО выведены. Военные базы и инфраструктура, построенные в Афганистане, должны быть переданы национальной армии.

    Неотложная необходимость укрепления армии
    Между тем, сложилась ситуация, которая требует неотложно быстрого укрепления афганской армии. Силы сопротивления – Шура моджахедов («Талибан», «Аль-Каеда», кланы Вазир и Мехсуд) попали в тиски между афганской и пакистанской армиями. Теперь территория Пакистана не будет являться местом, где у них защищенные тылы, базы снабжения и тренировочные лагеря. Пакистанская армия начала крупную военную операцию в Вазиристане, цель которой состоит в установлении контроля над территорией, обеспечения централизованной охраны границы и разоружения племен.
     После установления военного контроля над Вазиристаном, Шуре моджахедов останется либо погибнуть в боях с пакистанскими войсками, либо перейти в Афганистан. Этим, очевидно, объясняется рост военной активности боевиков в провинции Фарах, ранее спокойной. Видимо, руководство сопротивления пытается создать себе запасные базы.
     В этой ситуации складывается благоприятные условия, чтобы добить исламистов, если АНА нанесет встречные удары во время активной фазы операций пакистанской армии в Вазиристане. Шура моджахедов будет вынуждена воевать на два фронта, ее силы будут разорваны. Быстрое усиление афганской армии, насыщение ее бронетехникой и вооружением, позволит нанести удары исламистам во всех районах, которые они контролируют. Это неизбежно приведет к окончательному военному поражению исламистов. Подобный редкий шанс нельзя упускать.
     Есть и другие причины, которые делают укрепление армии неотложно необходимым. Нельзя сбрасывать со счетов быстрого обострения внутриполитической обстановки в самом Пакистане. Президент Пакистана Первез Мушарраф 3 ноября 2007 года ввел в стране чрезвычайное положение и ввел войска в столицу и крупные города. Предсказать дальнейшие шаги и развитие военно-политической обстановки весьма нелегко.
     Учитывая напряженные отношения между Афганистаном и Пакистаном, сильная афганская армия является гарантом от возможной агрессии со стороны Пакистана. Например, операция в Вазиристане может перейти на территорию Афганистана. НАТО в этом вопросе не является защитником. Если против исламистов американцы еще ведут боевые действия, то нет никаких гарантий того, что контингент НАТО окажет поддержку Афганистану в случае появления пакистанских войск.
     Нельзя также исключать вероятность того, что НАТО начнет военную операцию в Иране, и в этом случае западные провинции Афганистана могут стать ареной борьбы между американской и иранской армиями.

    Афганская армия должна защитить страну от соседей
    При развитии вооруженных сил Афганистана необходимо в первую очередь исходить из того, для борьбы с каким потенциальным противников они будут оптимизированы. Создать вооруженные силы (далее ВС) для успешной борьбы с армиями любого типа не под силу даже богатейшим странам мира. Поэтому политическое руководство, при создании концепции строительства ВС, должно четко расставить приоритеты во внешней политике и определить своих основных потенциальных противников.
     Возможных потенциальных противников Афганистана можно разделить на два типа по возможностям воздействия на Афганистан и его ВС. К первому типу можно отнести ближайших соседей. Ко второму типу противников можно отнести страны, которые находятся в отдалении, имеют мощную экономику, хорошо оснащенные войска, способные нанести удар по Афганистану, сами при этом оставаясь неуязвимыми. Такими противниками являются, в первую очередь, страны – члены блока НАТО.
     В первую очередь, для Афганистана важно обеспечить безопасность от агрессивных действий ближайших соседей, поскольку эта задача очень схожа с задачами борьбы с исламистами. Эта категория противников при боевых действиях против Афганистана будет основную ставку делать на наступление своих наземных войск. Такой противник, скорее всего, сможет обеспечить себе некоторое численное и огневое превосходство на поле боя, но не будет иметь значительного качественного превосходства. Его авиация ни по своему составу, ни по количеству боеприпасов, не способна на решение стратегических задач, и обеспечение стратегически значимых аэромобильных операций. Также невозможно для такого противника обеспечить полное подавление афганских войск силами полевой артиллерии и тактических ракет.
     Для борьбы с таким противником основными принципами построения ВС могут быть следующие принципы.
     Во-первых, армия должна комплектоваться на основе всеобщей воинской повинности, или при нехватке средств – на основе выборочной. Это позволит создать значительные обученные резервы при сравнительно небольшой численности армии мирного времени. Имеется возможность мобилизации, так как ни одна из перечисленных стран не может сосредоточить сильную группировку у границ Афганистана незаметно и в короткие сроки.
     Во-вторых, офицерский корпус, даже в мирное время, необходимо держать развернутым по штатам, близким к штатам военного времени. Это необходимо для поддержания высокого профессионального уровня офицеров и ускорения мобилизационных мероприятий. В этом случае можно обеспечить схему развертывания рот в батальоны, батальонов в полки и так даже, при сохранении в развернутых подразделениях прежних командиров.
     В-третьих, стратегическое развертывание должно обеспечиваться армейскими командованиями на основных стратегических направлениях. При этом на направлении основной угрозы должны развертываться дивизии полного состава. Они обеспечат мобилизацию и развертывание. На остальных направлениях и во втором эшелоне на основном направлении, размещаются дивизии сокращенного состава, пополняемые резервистами первой очереди.
     В-четвертых, при вооружении такой армии следует значительное внимание уделять таким родам войск, как тактическая авиация и бронетанковые войска. При этом основное внимание следует уделять не качеству отдельных единиц боевой техники, а максимальной насыщенности войск этой техникой. Например, вместо танков последнего поколения будет лучше закупить в большом количестве такие машины, как Т-55 или Т-62 с максимально модернизированным бортовым электронным оборудованием. В авиации также лучше отдать предпочтение несколько устаревшим истребителям-бомбардировщикам (например, МиГ-21 или МиГ-23) и боевым вертолетам, с модернизированным бортовым оборудованием.
     Учитывая, что столкновения с аналогичной техникой у противника будут носить скорее эпизодический характер, основной задачей танков и авиации будет поддержка пехоты на поле боя. В этом случае количество боевой техники будет играть большую роль, чем тактико-технические качества каждой отдельной единицы.
     В-пятых, в артиллерии картина будет прямо противоположная. Здесь огневое противостояние с противником будет регулярным. В этом случае ВС Афганистана не смогут обеспечить себе превосходство по количеству артиллерийских систем, и превосходство противника можно будет компенсировать такого высокой мобильностью и превосходством при контрбатарейной борьбе на больших дальностях. Идеальным вариантом по цене и качеству в этом случае выглядит российская самоходная гаубица «Мста». Также необходимо обеспечение наличие в войсках максимального количества реактивных систем залпового огня. РСЗО «Град» является необходимым средством подавления противника на ближних подступах к полю боя, а системы класса «Смерч» или «Ураган» могут обеспечить поражение группировок противника на стадии развертывания, его резервов и дистанционные минные постановки для сковывания маневра противника во время операции.
     В-шестых, противовоздушная оборона при таких противниках может ограничиться защитой основных оборонных объектов. ПВО войск можно обеспечить ствольной артиллерией и ЗСУ типа «Шилка» или «Тунгуска».
     В-седьмых, стрелковое оружие российского производства является наиболее подходящим, так как применяется во многих странах региона, и унифицировано по боеприпасам с китайским, что облегчит снабжение при затяжных боевых действиях или блокаде. Важным показателям такого оружия является его надежность. Большинство афганских офицеров хорошо знают советское стрелковое оружие.
     В развитии афганских вооруженных сил, как видно, нет ничего невозможного и недоступного. В конце концов, Ахмад Шах Масуду и руководству Северного альянса, в конце 1990-х годов, удалось, в тяжелых условиях затяжных боев с талибами, практически без поддержки извне, собрать 100-тысячную армию, вооруженную авиацией, бронетехникой и артиллерией. Эта армия смогла противостоять чуть большей по численности талибской армии, которая имела полную поддержку Пакистана, вооружением, боеприпасами, снабжением, техникой, вплоть до посылки военных специалистов и солдат. Именно эта армия обеспечила основной успех в разгроме талибов осенью 2001 года. Нынешнему правительству Афганистана, которое имеет несопоставимо большие финансовые и материальные ресурсы, чем имел Масуд, широкую поддержку мирового сообщества, в том числе и военно-техническую, которое не загнано подобно Масуду в Бадахшан, может сформировать сильную армию и поставить решительную точку в истории «Шуры моджахедов».
      Люди, которые принимали участие в создании афганской национальной армии, в большинстве своем на военных и государственных постах. Для успеха дела нужна только политическая воля руководства и решимость в доведении дела до конца.
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ, Борис ЮЛИН
Афганистан.Ру
 



 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.