|
|
Афганистан неотложно нуждается в укреплении армии |
|
|
|
Афганская национальная армия, как заявил официальный представитель
министерства обороны Афганистана Мохаммад Захир Азими, достигла
численности 55 тысяч человек. Сформированы штаб (начальник штаба –
Бисмулла Хан, бывший полевой командир войск Северного альянса),
командования, корпуса и дивизии.
Несмотря на острую нехватку средств у правительства, национальная армия
постоянно растет и увеличивает свою оснащенность. По словам Азими, в
декабре 2006 года международное сообщество достигло соглашения о
выделении Афганистану 8 млрд. долларов на модернизацию национальной
армии. Кроме того, около 2 млрд. долларов выделили США на вооружение
национальной армии и полиции.
|
|
|
США передало в начале 2007 года 800
грузовиков и бронетранспортеров и 12 тысяч единиц стрелкового оружия
национальной армии Афганистана. Командующий Объединенными переходными
силами безопасности генерал-майор Роберт Коун пообещал, что до 2008
года США решат проблему вооружения афганской армии. Оказывают помощь и
другие страны. Например, Черногория прислала 1500 единиц стрелкового
оружия советского образца. Постепенно налаживается снабжение армии
продовольствием, пошив военной форме на специально открытой фабрике. По
плану, национальная армия должна достигнуть численности в 70 тысяч
человек в 2009 году.
Уже сформированные части показали достаточно высокую боеспособность.
203-й и 209-й корпуса афганской армии, по мнению генерала Коуна,
показали неплохую выучку, и участвуют в совместных операциях вместе с
частями НАТО. По словам Роберта Коуна, уже весной 2008 года части
национальной армии смогут провести первые самостоятельные операции.
Однако, этих усилий недостаточно. Афганская армия по-прежнему является
плохо вооруженной, испытывает острую нехватку бронетехники, практически
не имеет авиации, и в выполнении боевых задач полностью зависит от
помощи войск НАТО.
Политические проблемы
Развитие вооруженных сил Афганистана является серьезной политической
проблемой. До тех пор, пока национальная армия не будет в состоянии
самостоятельно проводить операции против сопротивления на юге страны,
до тех пор в Афганистане будут находиться силы НАТО. Боннские
соглашения 2002 года уже выполнены, однако руководство НАТО приняло
решение оставить войска в Афганистане еще неопределенно долгий срок,
давая понять, что скорого решения о выводе войск не будет.
Нынешняя ситуация с обеспечением безопасности Афганистана силами НАТО,
коренным образом отличается от периода 2002-2006 годов, когда
действовали Боннские соглашения. Тогда НАТО помогало установлению
легитимной власти и поддерживало новое правительство. Но теперь
ситуация изменилась, и речь идет уже об ограниченном суверенитете
Афганистана.
Если нет четкого определения условий, при которых военная операция НАТО
в Афганистане признается завершенной, если решение этого вопроса
находится в ведении руководства НАТО, это означает, что правительство
Афганистана не может самостоятельно решить целый блок вопросов
обеспечения безопасности страны. Это не только вопросы борьбы с
повстанческим движением, но и вопросы защиты страны от возможной
агрессии со стороны соседних стран.
Дальнейшее присутствие войск НАТО в Афганистане, делает страну уязвимой
именно с точки зрения возможности военной операции сопредельных стран,
в первую очередь Пакистана и Ирана. Афганистан является заложником
политики НАТО, поскольку в настоящее время он не в состоянии своими
силами проводить самостоятельную политику безопасности и вести боевые
действия.
Потому необходимо поставить вопрос о скорейшем завершении формирования
национальной армии (в 2008-2009 годах) не только в плане численности,
но и в плане насыщения современной боевой техникой и вооружением.
Единственный аргумент, который сейчас может обосновывать иностранное
военное присутствие, это поддержка формирующейся афганской армии. После
завершения формирования афганской армии, военная операция НАТО в
Афганистане должна быть завершена, и войска НАТО выведены. Военные базы
и инфраструктура, построенные в Афганистане, должны быть переданы
национальной армии.
Неотложная необходимость укрепления армии
Между тем, сложилась ситуация, которая требует неотложно быстрого
укрепления афганской армии. Силы сопротивления – Шура моджахедов
(«Талибан», «Аль-Каеда», кланы Вазир и Мехсуд) попали в тиски между
афганской и пакистанской армиями. Теперь территория Пакистана не будет
являться местом, где у них защищенные тылы, базы снабжения и
тренировочные лагеря. Пакистанская армия начала крупную военную
операцию в Вазиристане, цель которой состоит в установлении контроля
над территорией, обеспечения централизованной охраны границы и
разоружения племен.
После установления военного контроля над Вазиристаном, Шуре моджахедов
останется либо погибнуть в боях с пакистанскими войсками, либо перейти
в Афганистан. Этим, очевидно, объясняется рост военной активности
боевиков в провинции Фарах, ранее спокойной. Видимо, руководство
сопротивления пытается создать себе запасные базы.
В этой ситуации складывается благоприятные условия, чтобы добить
исламистов, если АНА нанесет встречные удары во время активной фазы
операций пакистанской армии в Вазиристане. Шура моджахедов будет
вынуждена воевать на два фронта, ее силы будут разорваны. Быстрое
усиление афганской армии, насыщение ее бронетехникой и вооружением,
позволит нанести удары исламистам во всех районах, которые они
контролируют. Это неизбежно приведет к окончательному военному
поражению исламистов. Подобный редкий шанс нельзя упускать.
Есть и другие причины, которые делают укрепление армии неотложно
необходимым. Нельзя сбрасывать со счетов быстрого обострения
внутриполитической обстановки в самом Пакистане. Президент Пакистана
Первез Мушарраф 3 ноября 2007 года ввел в стране чрезвычайное положение
и ввел войска в столицу и крупные города. Предсказать дальнейшие шаги и
развитие военно-политической обстановки весьма нелегко.
Учитывая напряженные отношения между Афганистаном и Пакистаном, сильная
афганская армия является гарантом от возможной агрессии со стороны
Пакистана. Например, операция в Вазиристане может перейти на территорию
Афганистана. НАТО в этом вопросе не является защитником. Если против
исламистов американцы еще ведут боевые действия, то нет никаких
гарантий того, что контингент НАТО окажет поддержку Афганистану в
случае появления пакистанских войск.
Нельзя также исключать вероятность того, что НАТО начнет военную
операцию в Иране, и в этом случае западные провинции Афганистана могут
стать ареной борьбы между американской и иранской армиями.
Афганская армия должна защитить страну от соседей
При развитии вооруженных сил Афганистана необходимо в первую очередь
исходить из того, для борьбы с каким потенциальным противников они
будут оптимизированы. Создать вооруженные силы (далее ВС) для успешной
борьбы с армиями любого типа не под силу даже богатейшим странам мира.
Поэтому политическое руководство, при создании концепции строительства
ВС, должно четко расставить приоритеты во внешней политике и определить
своих основных потенциальных противников.
Возможных потенциальных противников Афганистана можно разделить на два
типа по возможностям воздействия на Афганистан и его ВС. К первому типу
можно отнести ближайших соседей. Ко второму типу противников можно
отнести страны, которые находятся в отдалении, имеют мощную экономику,
хорошо оснащенные войска, способные нанести удар по Афганистану, сами
при этом оставаясь неуязвимыми. Такими противниками являются, в первую
очередь, страны – члены блока НАТО.
В первую очередь, для Афганистана важно обеспечить безопасность от
агрессивных действий ближайших соседей, поскольку эта задача очень
схожа с задачами борьбы с исламистами. Эта категория противников при
боевых действиях против Афганистана будет основную ставку делать на
наступление своих наземных войск. Такой противник, скорее всего, сможет
обеспечить себе некоторое численное и огневое превосходство на поле
боя, но не будет иметь значительного качественного превосходства. Его
авиация ни по своему составу, ни по количеству боеприпасов, не способна
на решение стратегических задач, и обеспечение стратегически значимых
аэромобильных операций. Также невозможно для такого противника
обеспечить полное подавление афганских войск силами полевой артиллерии
и тактических ракет.
Для борьбы с таким противником основными принципами построения ВС могут быть следующие принципы.
Во-первых, армия должна комплектоваться на основе всеобщей воинской
повинности, или при нехватке средств – на основе выборочной. Это
позволит создать значительные обученные резервы при сравнительно
небольшой численности армии мирного времени. Имеется возможность
мобилизации, так как ни одна из перечисленных стран не может
сосредоточить сильную группировку у границ Афганистана незаметно и в
короткие сроки.
Во-вторых, офицерский корпус, даже в мирное время, необходимо держать
развернутым по штатам, близким к штатам военного времени. Это
необходимо для поддержания высокого профессионального уровня офицеров и
ускорения мобилизационных мероприятий. В этом случае можно обеспечить
схему развертывания рот в батальоны, батальонов в полки и так даже, при
сохранении в развернутых подразделениях прежних командиров.
В-третьих, стратегическое развертывание должно обеспечиваться
армейскими командованиями на основных стратегических направлениях. При
этом на направлении основной угрозы должны развертываться дивизии
полного состава. Они обеспечат мобилизацию и развертывание. На
остальных направлениях и во втором эшелоне на основном направлении,
размещаются дивизии сокращенного состава, пополняемые резервистами
первой очереди.
В-четвертых, при вооружении такой армии следует значительное внимание
уделять таким родам войск, как тактическая авиация и бронетанковые
войска. При этом основное внимание следует уделять не качеству
отдельных единиц боевой техники, а максимальной насыщенности войск этой
техникой. Например, вместо танков последнего поколения будет лучше
закупить в большом количестве такие машины, как Т-55 или Т-62 с
максимально модернизированным бортовым электронным оборудованием. В
авиации также лучше отдать предпочтение несколько устаревшим
истребителям-бомбардировщикам (например, МиГ-21 или МиГ-23) и боевым
вертолетам, с модернизированным бортовым оборудованием.
Учитывая, что столкновения с аналогичной техникой у противника будут
носить скорее эпизодический характер, основной задачей танков и авиации
будет поддержка пехоты на поле боя. В этом случае количество боевой
техники будет играть большую роль, чем тактико-технические качества
каждой отдельной единицы.
В-пятых, в артиллерии картина будет прямо противоположная. Здесь
огневое противостояние с противником будет регулярным. В этом случае ВС
Афганистана не смогут обеспечить себе превосходство по количеству
артиллерийских систем, и превосходство противника можно будет
компенсировать такого высокой мобильностью и превосходством при
контрбатарейной борьбе на больших дальностях. Идеальным вариантом по
цене и качеству в этом случае выглядит российская самоходная гаубица
«Мста». Также необходимо обеспечение наличие в войсках максимального
количества реактивных систем залпового огня. РСЗО «Град» является
необходимым средством подавления противника на ближних подступах к полю
боя, а системы класса «Смерч» или «Ураган» могут обеспечить поражение
группировок противника на стадии развертывания, его резервов и
дистанционные минные постановки для сковывания маневра противника во
время операции.
В-шестых, противовоздушная оборона при таких противниках может
ограничиться защитой основных оборонных объектов. ПВО войск можно
обеспечить ствольной артиллерией и ЗСУ типа «Шилка» или «Тунгуска».
В-седьмых, стрелковое оружие российского производства является наиболее
подходящим, так как применяется во многих странах региона, и
унифицировано по боеприпасам с китайским, что облегчит снабжение при
затяжных боевых действиях или блокаде. Важным показателям такого оружия
является его надежность. Большинство афганских офицеров хорошо знают
советское стрелковое оружие.
В развитии афганских вооруженных сил, как видно, нет ничего
невозможного и недоступного. В конце концов, Ахмад Шах Масуду и
руководству Северного альянса, в конце 1990-х годов, удалось, в тяжелых
условиях затяжных боев с талибами, практически без поддержки извне,
собрать 100-тысячную армию, вооруженную авиацией, бронетехникой и
артиллерией. Эта армия смогла противостоять чуть большей по численности
талибской армии, которая имела полную поддержку Пакистана, вооружением,
боеприпасами, снабжением, техникой, вплоть до посылки военных
специалистов и солдат. Именно эта армия обеспечила основной успех в
разгроме талибов осенью 2001 года. Нынешнему правительству Афганистана,
которое имеет несопоставимо большие финансовые и материальные ресурсы,
чем имел Масуд, широкую поддержку мирового сообщества, в том числе и
военно-техническую, которое не загнано подобно Масуду в Бадахшан, может
сформировать сильную армию и поставить решительную точку в истории
«Шуры моджахедов».
Люди, которые принимали участие в создании афганской национальной
армии, в большинстве своем на военных и государственных постах. Для
успеха дела нужна только политическая воля руководства и решимость в
доведении дела до конца.
|
|
|
|
|
|