Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
 


Погода
Погода!


17562252 Відвідувачів
Міністерство оборони
Урядовий портал
Боевое Братство
Орденские планки – ветеранам
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Укрінформ
Можно ли сравнивать войны в Афганистане? Надрукувати Надіслати електронною поштою
 afgan20150209_1.jpg   15 февраля в Украине отмечают День чествования участников боевых действий в других государствах. Этот день связан с годовщиной вывода войск из Афганистана, с окончанием, как нам казалось, последней войны, которая длилась больше 9 лет с 1979 по 1989 годы.
    Для многострадального Афганистана война не заканчивалась ни на один день. В ней менялись только воюющие стороны. В 2001 году в войну вступили Вооруженные силы США и Великобритании, а затем к ним подключился весь блок НАТО и его сторонники. Эта война с применением самого современного оружия продолжалась более 14 лет. В 2014 – 2015 гг. войска НАТО и их союзников были выведены из Афганистана. Под давлением США был подписан договор и оставлены только  военные базы США с десятитысячной группировкой личного состава.
     Сравнение войн, которые разделяют десятилетия, задача неблагодарная. В многокритериальной оценке все равно не придешь к однозначному результату. Но отдельные параметры, военные или политические, можно сравнить и получить интересные, понятные всем результаты.
   1. СССР и НАТО в Афганистане. Что общего? Конечно, театр военных действий – Афганистан. И цели – господство, или, мягко выражаясь, - усиление влияния в данном стратегически важном регионе. Для СССР это был жизненно важный регион, потому что Афганистан – страна приграничная и положение в ней влияло на безопасность государства.
      НАТО, вторгшись в Афганистан, впервые вышло за пределы зоны ответственности своего военно-политического блока, союза, далеко удалившись от Атлантики, Европы и США, определив «зоной своих интересов», влияющих на безопасность государств в зоне ответственности, весь земной шар.  
afgan20150209_2.jpg

2. Поводом к вторжению, точнее его обоснованием, СССР выбрал идеологически расхожий для своего времени принцип интернациональной солидарности и интернациональной помощи в защите отечества от внешнего агрессора по просьбе законного руководства страны. Решение принималось на основе противоречивой информации, в том числе и от собственных источников в политической и военной сферах и сфере безопасности, поступающей из Афганистана.
     США и Великобритания, которые начали новую войну после жестоких масштабных терактов в США 11 сентября 2001 года, назначили Афганистан полем боя с терроризмом. Добро, что спрашивать разрешения ни у кого не нужно было. Государство Афганистан и в политической, и в экономической, и военной сферах было разрушено полностью, а резолюции подконтрольной ООН можно было оформить  заранее. Однако американцы активизировали изучение опыта участия советских войск в Афганистане. В том числе, в период с сентября 2001 г. представители США встречались в Киеве с ветеранами афганской войны – руководителями УСВА.
afgan20150209_3.jpg

 3. СССР начал вторжение на территорию Афганистана 25 декабря 1979 г. беспрецедентным массированным посадочным десантированием соединения ВДВ на аэродромы Кабула и Баграма, вводом наземным путем Сухопутных войск, десятков тысяч срочно мобилизованных из запаса  и находящихся на срочной службе по призыву военнослужащих, тысяч бронемашин, танков и автомобилей, переброской на основные аэродромы Афганистана авиационных частей. В первые же дни вторжения на территорию Афганистана в пункты дислокации был переброшен основной состав группировки 40 общевойсковой армии и частей ВДВ, который был назван «Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане» (ОКСВА), общая численность которого достигала 120 000 военнослужащих.
    США и Великобритания действовали осторожно и осмотрительно. На первом этапе войны, начиная с 7 октября 2001 г., они подвергли длительным жестоким ракетным и бомбовым ударам все давно разрушенные предыдущими длительными междоусобными войнами военные объекты и административные центры Афганистана, теоретически уничтожая военную технику и управление государством. И только после этого 19 октября 2001 г. рискнули ввести в действие живую силу под Кандагаром – хорошо подготовленные и прошедшие через другие конфликты части спецназа. И только 15 декабря 2001 г. На аэродроме Баграм посадочным способом высадилось 160 бойцов «зеленых беретов» и Королевской морской пехоты Великобритании. В дальнейшем группировка в Афганистане стала именоваться как «Международные силы содействия безопасности в Афганистане» ( МССБ).
afgan20150209_4.jpg

       4. СССР вошел в Афганистан, не привлекая союзников, без четко определенной стратегии и сроков операции. В расчете на «молниеносную операцию» политическая задача состояла в том, чтобы свергнуть неугодный режим Амина, установить марионеточный режим Бабрака Кармаля, обеспечить его устойчивость и безопасность, создать военную опору власти и после этого вывести войска, не дав мировому сообществу возможности опомниться для введения санкций. Военная задача ОКСВА формулировалась (декларировалась), как для сил сдерживания агрессии: разместиться и стоять гарнизонами, в боевые действия не втягиваться. Но произошло ситуативное втягивание войск в боевые действия с последующим плановым их использованием в широкомасштабных операциях. Вопрос о выводе войск ставился еще в 1980 году. Однако решение было принято только в 1988 г. и полный вывод войск был осуществлен только 15 февраля 1989 г.
      США и Великобритания еще до ввода войск в Афганистан действовали в соответствии с перспективным стратегическим планом. В конечном итоге они привлекли для участия в так называемой «антитеррористической коалиции» 50 стран мира, в том числе и Украину, с общей численностью МССБ в 2012 г. около 130 000 военнослужащих. Кроме того, в Афганистане действовали команды частных военных компаний, численность которых достигала 104 000 человек. Стратегический план предусматривал 4 последовательные этапа расширения влияния и распространения власти: 1-й этап – столичный регион и север страны; 2-й этап – западные провинции, 3-й этап – южные, 4-й – восточные провинции. Все этапы, ограниченные сроками, неукоснительно выполнялись. Одновременно на протяжении всей войны в восточных провинциях автономно вели боевые действия части ВС США.
      5. Управление, количественный состав и структура ОКСВА в течение 9 лет претерпевала изменения. Принятие решений, их согласование и управление войсками было громоздким, инерционным и многоступенчатым: партийно-политическое руководство, министерство обороны (главкоматы), генеральный штаб, командование южным стратегическим направлением, командование Туркестанским военным округом, – все это нависало своими представительствами, оперативными группами над находящимися в Афганистане группой Главного военного советника и командованием 40-й общевойсковой армии, на которых возлагалась главная ответственность за успехи и провалы проводимых операций.
    Управление МССБ постоянно совершенствовалось. На начальном этапе в 2001 – 2003 гг. руководство МССБ  последовательно переходило к военному командованию очередной страны коалиции через каждые полгода: Великобритания, Турция, Германия. 11 августа 2003 г. организация НАТО взяла на себя руководство МССБ, положив конец шестимесячной смене национальных командований, взяв на себя ответственность за командование, в том числе за назначение командующего, координацию и планирование операций, и обеспечение штаб-квартиры на территории Афганистана. С 2003 г. по 2008 г. командовали МССБ генералы ВС Германии, Канады, Франции, Турции, Италии, Великобритании, США. С 2008 г. было создано объединенное командование МССБ и частями ВС США, которое до конца войны возглавляли генералы США.
afgan20150209_5.jpg

     6. Политическое руководство СССР колебалось в выборе своих ставленников на пост главы Афганистана, недостаточно глубоко знало их личные и деловые качества и оценку восприятия их афганским обществом. Так, сначала после «апрельской революции» оно поддержало лидеров фракции «Хальк» НДПА во главе с интеллигентом-писателем Н. М. Тараки и амбициозным, склонным к диктаторским замашкам Х. Амином. Затем, после неугасающей борьбы за единоличную власть между ними, приведшей к трагическим событиям, оно переориентировалось на альтернативную фракцию «Парчам» НДПА во главе с Б. Кармалем, который, как оказалось, не пользовался поддержкой и авторитетом внутри страны и не имел необходимых личных и деловых качеств. Это привело к необходимости его замены на другую личность – М. Наджибуллу. При этом смена лидеров государства проводилась псевдодемократическими партийно-политическими процедурами на безальтернативной основе.
      «Вашингтонский отдел кадров» более глубоко изучал личные дела кандидатов на пост руководителей Афганистана. Предыдущий Президент Афганистана Хамид Карзай (2002–2014 гг.) и нынешний – Ашраф Гани (с 2014 г.) являются не только политиками-пуштунами, но и представителями племенной знати, имеющими глубокие афганские корни. Американцы не изменяли своей поддержке Хамида Карзая на протяжении всех лет его правления, несмотря на его резкие заявления и отказ подписать соглашение о продлении пребывания войск США на территории Афганистана после 2014 г. Оба президента имеют высокий международный рейтинг. Так, Ашраф Гани был министром финансов в правительстве Карзая, а в 2006 г. его кандидатура была официально выдвинута на должность Генерального секретаря ООН, однако на выборах он проиграл Пан Ги Муну. Оба президента Афганистана были избраны на свой пост в результате всеафганского прямого голосования. Выборы, несмотря на напряженную военную ситуацию в стране, проводились в полном соответствии с Конституцией Афганистана. Возникшие спорные и конфликтные вопросы решались при посредничестве политических лидеров США.
      7. В 1972–1992 гг., когда в Вооруженных Силах Афганистана широко использовалось советское вооружение и военные специалисты, обязанности главных советских военных консультантов, специалистов и советников исполняли двенадцать генералов.  
     В эти годы в распоряжение 10 Главного управления Генерального штаба ВС СССР были откомандированы и направлены в Афганистан в качестве Главных советских военных советников, специалистов и консультантов:  
  1. генерал-майор Бондарец И. С. (1972-1975 гг.),
  2. генерал-лейтенант Горелов Л. Н. (1975-1979 гг.),
  3. генерал-полковник Магометов С. К. (1979-1980 гг.),
  4. генерал армии Майоров А. М. (1980-1981 гг.),
  5. генерал армии Сорокин М. И. (1981-1984 гг.),
  6. генерал армии Салманов Г. И. (1984-1986 гг.),
  7. генерал-полковник Востров В. А. (1986-1988 гг.),
  8. генерал-полковник Соцков М. М. (1988-07.1989 гг.),
  9. генерал-полковник Шеин Б. П. (07.1989-1990 гг.),
 10. генерал армии Гареев М. А.  ( 02.1989- 07.1990 гг.),
 11. генерал армии Грачев Н. Ф. ( 07.1990-12.1991 гг.),
 12. генерал-лейтенант Перфильев Б. С. (09.1991- 04.1992 гг.),
   Из двеннадцати военачальников семеро имели личный опыт тактического уровня участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, отмеченный боевыми наградами: генерал-майор Бондарец И. С., генерал-лейтенант Горелов Л. Н., генерал-полковник Магометов С. К., генерал армии Майоров А. М., генерал армии Сорокин М. И., генерал армии Салманов Г. И., генерал армии Гареев М. А. Все они родились в 20-х годах (1920 – 1923 гг.) и были выходцами, в основном, из крестьянских семей.  
      Другая группа из пяти военачальников была моложе на 10 – 15 лет (1929 – 1937 г.р.) и не имела опыта Великой Отечественной войны: генерал-полковник Востров В. А., генерал-полковник Соцков М. М., генерал-полковник Шеин Б. П., генерал армии Грачев Н. Ф., генерал-лейтенант Перфильев Б. С.
    Самыми старшими  военачальниками по году рождения (1920 г.р.) были Бондарец И. С., Магометов С. К., Майоров А. М., самыми младшими – (1937 г.р.) - Перфильев Б. С., Шеин Б. П.
    Однако, практически, все двеннадцать военачальников были назначены на должности в Афганистан в возрасте более 50-ти лет, генералы  Магометов С. К., Майоров А. М., Сорокин М. И., Салманов Г. И., Грачев Н. Ф. работали в Афганистане в возрасте более 60 лет, а Гареев М. А.получил назначение в Афганистан в возрасте 65 лет.  
    В период службы в Афганистане троим военачальникам было присвоено высшее воинское звание – генерала армии: Сорокину М. И. (11. 1981 г.), Гарееву М. А. (11.1989 г.) Грачеву Н. Ф. (02.1991 г.)  
    Дольше всех военачальников находился в Афганистане на должности Главного военного советника в период присутствия в стране 40 ОА и после вывода войск генерал армии Сорокин М. И – 2 года 10 месяцев (11.1981 - 09.1984 гг.). После Афганистана Сорокин М. И. продолжал службу на высших должностях в ВС СССР до 70 лет. Два года и 2 с половиной месяца служил в Афганистане генерал-полковник Востров В. А. (13.03.1986 - 01.06.1988 гг.). Около 1,5 лет служили в Афганистане генерал армии Майоров А. М. (11.1979- 07.1980 гг.), генерал армии Салманов Г. И. (09.1984-03.1986 гг.), генерал армии Гареев М. А.  ( 02.1989 - 07.1990 гг.), генерал армии Грачев Н. Ф. (07.1990 - 12.1991 гг.), один год и три месяца (05.1988 -  08.1989 гг.) – генерал-полковник Соцков М. М. Меньше одного года служили в Афганистане генерал-полковник Магометов С. К. (11.1979- 07.1980 гг.)  и генерал-полковник Шеин Б. П. (08.1989  -  02.1990 гг.).   
    В военной биографии каждого  военачальника общим и одинаковым было последовательное продвижение по служебной лестнице, не минуя ни одной промежуточной ступени, от командира взвода до командарма и выше, с соответствующим повышением образовательного уровня в военных академиях.  
     Главным военным консультантам, специалистам и советникам перед направлением в зарубежные страны ставились определенные конкретные задачи, исходя из понимания руководством МО и государства ситуации в стране пребывания.
     За время войны в Афганистане 40-ю Общевойсковую армию ТуркВО  (далее - 40 ОА) возглавляли семь командующих:
1.     Генерал-лейтенант Тухаринов Ю. В. (1979 - 1980 гг.).
2.     Генерал-лейтенант Ткач Б. И. (1980 - 1982 гг.).
3.     Генерал-лейтенант Ермаков В. Ф. (1982-1983 гг.).
4.     Генерал-лейтенант Генералов Л. Е. (1983- 1985 гг.).
5.     Генерал-лейтенант Родионов И. Н. (1985-1986 гг.).
6.     Генерал-лейтенант Дубынин В. П. (1986- 1987 гг.),
7.     Генерал-лейтенант Громов Б. В. (1987-1989 гг.).
        Самый старший командующий по году рождения – Тухаринов Ю. В. (05.1927 г.). Он был старше своих последователей на 10-15 лет и вступил в управление 40 ОА в возрасте 52 лет. Самые младшие – Громов Б. В. (11.1943 г.) и Дубынин В. П. (02.1943 г.).
     Самыми молодыми командующими 40 ОА были также Дубынин В. П. и Громов Б. В., которые вступили в эту должность в возрасте 43 лет.
        Детство и юность всех будущих военачальников проходили в тяжелых условиях военного и послевоенного времени. Все они – дети войны, четверо – Ткач Б. И., Генералов Л. Е., Родионов И. Н., Дубынин В. П. – родились в селах, где послевоенная разруха, нужда и бедность больше всего давали о себе знать. Да и у трех остальных, родившихся в городах, детство складывалось непросто. Работали на заводе родители Ермакова В. Ф., был репрессирован отец Тухаринова Ю. В., погиб в Отечественной войне в год рождения сына отец Громова Б. В. Однако, всем им помогли подняться и получить военное образование, проявить свои лучшие качества личности, закаленной трудным детством.
  В военной биографии каждого командарма общим и одинаковым было последовательное продвижение по служебной лестнице, не минуя ни одной промежуточной ступени, от командира взвода до командарма, с соответствующим повышением образовательного уровня в военных академиях. Никто из них до Афганистана не имел опыта управления войсками в боевых действиях.
       Тухаринов Ю. В. в своей карьере уже прошел уровень командарма и с сентября 1979 г. был 1-м заместителем Командующего войсками ТуркВО. Однако по мобилизационным планам и директивам именно на него была возложена ответственность за формирования и управление в течение 10 месяцев действиями вновь созданной и отмобилизованной 40 ОА, личный состав которой состоял, в основном, из военнослужащих, призванных из запаса. В сентябре 1980 г. Тухаринов Ю. В. вернулся на свою должность – 1-го заместителя Командующего войсками ТуркВО.
     Трое командующих, Ермаков В. Ф., Родионов И. Н. и Громов Б. В. прибыли в Афганистан и возглавили 40-ю ОА с равнозначных должностей – командармов. Ермаков В.Ф. прослужил в Афганистане около 1,5 лет, Родионов И. Н. – около года.
         Генералы Ткач Б. И., Генералов Л. Е. и Дубынин В. П. прибыли в Афганистан на должность 1-го заместителя командарма и после приобретения боевого опыта в порядке продвижения по службе были назначены на должность командарма. При этом Ткач Б. И. прибыл в Афганистан с равнозначной должности 1-го заместителя командарма, а Дубынин В. П. – с должности командира дивизии после окончания ВА Генштаба. Всем им пришлось служить в Афганистане более 2-х лет.
  Дольше всех  командиров, более 5 лет, воевал в Афганистане 7-й командарм Громов Б. В. У него были три командировки в Афганистан. Первый раз он  прибыл в Афганистан в январе 1980 г. на должность начальника штаба 108-й мсд с равнозначной должности. Но уже в ноябре 1980 г. был назначен командиром 5-й мсд и прослужил в этой должности до августа 1982 г. Во второй раз Громов Б. В. с должности 1-го заместителя командарма был назначен генералом для особых поручений – началь¬ником ОГ Генштаба ВС СССР и пребывал в  этом качестве  в Афганистане в течение года (03.85 – 04.86 гг.). В третий раз Громов Б. В. прибыл в Афганистан на должность командующего 40-й ОА в июне 1987 г. с равнозначной должности командарма. Он обеспечивал управление 40-й ОА до ее окончательного вывода из Афганистана 15.02.89 гг.  
    Закаленные в боях командармы получали различные новые назначения. На равнозначные должности командармов были назначены Ткач Б. И. и Дубынин В. П. На свою должность 1-го заместителя Командующего войсками военного округа вернулся Тухаринов Ю. В. (ТуркВО). С повышением на должности 1-го заместителя Командующего войсками военного округа были назначены генералы Ермаков В. Ф.(ТуркВО), Генералов Л. Е. (ПрикВО), Родионов И. Н. (МВО). На должность Командующего войсками округа был назначен Громов Б. В. (КВО).
     Дальнейшая карьера командармов афганской войны сложилась по-разному. Высшим достижением в военной карьере генерал-полковника Тухаринова Ю. В., генерал-полковника Генералова Л. Е. и генерал-лейтенанта Ткача Б. И. стали должности 1-го заместителя Командующего войсками военного округа (ТуркВО, ПрикВО и СибВО соответственно). Заместителем министра обороны СССР был генерал армии Ермаков В. Ф., Первым заместителем министра обороны – начальником Генштаба РФ – генерал армии Дубынин В. П., заместителем министра обороны РФ – генерал-полковник Громов Б. В. Министром обороны РФ был генерал армии Родионов И. Н.
    Продолжают свою общественно-политическую деятельность в РФ Громов Б. В., Ермаков В. Ф.
    Ушли из жизни Тухаринов Ю. В., Генералов Л. Е., Дубынин В. П., Ткач Б. И., Родионов И. Н.
      За 14 лет присутствия НАТО в Афганистане командующими МССБ были 17 генералов из Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Турции, Франции:
    1.  Генерал Джон Макколл, Великобритания (12. 2001 – 20.06. 2002).
    2. Генерал-лейтенант Хилми Акин Зорлу, Турция (20.06. 2002 – 10.02.2003)
    3. Генерал-лейтенант Ван Хейст, Германия (10.02.2003 – 11.08.2003).
    4. Генерал-лейтенант Гетц Глимерос, НАТО, Германия (11.08.2003 – 09.02.2004, Первая миссия МССБ  под командованием НАТО).
     5. Генерал-лейтенант Рик Хиллер, НАТО, Канада (09.02.2004 – 07.08.2004)
     6. Генерал-лейтенант Жан-Луи Пи, НАТО, Франция. (07.08.2004 – 06.02.2005).
      7. Генерал-лейтенант Этхем Эрдаджи, НАТО, Турции (06.02.2005 – 05.08.2005).
      8.  Генерал Мауро дель Веккио, НАТО, Италия (05.08.2005 – 04.05.2006).
      9. Генерал Дэвид Ричардс, НАТО, Великобритания (04.05.2006 – 07.02.2007).
     10. Генерал Дэн Макнил К., НАТО, США (07.02.2007 – 02.06.2008).
     11. Генерал Дэвид Д. Маккирнан, НАТО и ВС США (02.06.2008 – 15.06.2009, первое объединенное командование МССБ НАТО и ВС США в Афганистане).
      12. Генерал Стэнли Маккристал, НАТО и ВС США (15.06.2009 – 23.06.2010).
       13. Генерал-лейтенант Ник Паркер, НАТО, Великобритания (23.06.2010 – 04.07.2010: Заместитель командующего, временно исполняющий обязанности Командующего МССБ).  
      14. Генерал Дэвид Петреус, НАТО и  ВС США (04.07.2010 – 18.07.2011).
      15. Генерал Джон Р. Аллен, НАТО и ВС США (18.07.2011 – 10.02.2013).
      16. Генерал Джозеф Данфорд, НАТО и ВС США (10.02.2013 – 06.2014).
      17. Генерал Джон Ф. Кэмпбелл,  НАТО и ВС США (с 06.2014).
       Все они до назначения в Афганистан имели большой опыт командной и штабной работы, международного военного сотрудничества, а главное – опыт управления войсками в боевых действиях в Европе, Ираке и других локальных конфликтах, имели большие военные заслуги и высшие государственные и иностранные награды. Должность командующего МССБ соответствовала воинскому званию Генерал (четырехзвездный генерал – аналог генералу армии в ВС СССР, Украины и РФ).
      Первым командующим МССБ (12.2001 – 06.2002 гг.) был назначен 50-летний британский генерал Джон Чалмерс Макколл (р.17.04.1952 р.). Который вводил в Афганистан 3-ю механическую дивизию, и на базе которой формировалось командование МССБ. Свою военную карьеру после Афганистана он закончил в марте 2011 г. в должности заместителя Командующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. А затем был назначен вице-губернатором острова Джерси со сроком полномочий до 26 сентября 2016 г.
     Практически все командующие МССБ были в возрасте 55 – 60 лет. Исключение составили канадский генерал Рик Хиллер и британский генерал Джон Челмерс Маккол, которые командовали МССБ в возрасте 49 и 50 лет соответственно. А генерал США Ден Келли Макнил ушел с этой должности накануне своего 62-го дня рождения.
      Самыми старшими по дате рождения из командующих МССБ были генералы Бундесвера генерал-лейтенанты Гейтс Глиемерос  (р. 21.10.1943 г.) и Ноберт ванн Хейст (р. 24.06.1944 г.), которые занимали эту должность в возрасте 59 – 60 лет.
     Самыми молодыми – представители США Генералы Корпуса морской пехоты Джон Френсис Кэмпбелл (р. 1957 г.) и Джозеф Данворд (р. 1955 г.), и Канады – Генерал Рик Хиллер (р. 1955 г.). Однако генералы США занимали эту должность в том же «зрелом» возрасте 57–59 лет, что и немецкие предшественники, а канадский генерал – в возрасте 49 лет.
      К 2015 году все бывшие командующие МССБ, кроме Джона Френсиса Кэмпбелла, преодолели 60-летний рубеж и, скорее всего, завершили свою военную карьеру.
      Наиболее высокого карьерного роста после службы в Афганистане достигли британские генералы Джон Челмерс Макколл, который после службы в должности заместителя Верховного Главнокомандующего Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе был назначен вице-губернатором острова Джерси, Дэвид Джулиан Ричардс, который стал Начальником Генштаба, а затем начальником Штаба обороны Великобритании, сэр Ник Паркер, получивший после Афганистан назначение на должность Главкома Сухопутных войск Великобритании. Канадский генерал Рик Хиллер был назначен начальником Штаба обороны Канады. Итальянский генерал-лейтенант Мауро Дель Веккио стал Командующим Оперативного командования Международных сил и после отставки в 2008 г. был избран в Сенат Италии. Генерал США Дэвид Хоуэлл Петреус в 2011–2012 гг. руководил ЦРУ. Подали в отставку из-за надуманных обвинений в их адрес генералы США Стенли Аллен Маккристал и Джон Р. Аллен. После снятия обвинений они отказались продолжить службу в ВС США на высоких должностях.
afgan20150209_6.jpg

       8. Общие безвозвратные людские потери ВС СССР в Афганистане составили 14453 человека. Среднегодовые потери – до 1500 человек, максимальные потери были в 1982 и 1984 г.г. 2032 и 2429 человек соответственно. Ранено, контужено, травмировано около 54 000 человек.
      Общие безвозвратные людские потери МССБ в Афганистане составили 3490 человек. Среднегодовые потери – до 280 человек, максимальные потери были в период 2009–2012 гг.: 521, 711, 566, и 402 человека соответственно. Ранено, контужено, травмировано около 40 000 человек. Безвозвратные потери частных военных компаний составили по данным на 2012 г. 1173 человека.
afgan20150209_7.jpg

      9. Афганское политическое руководство не было заинтересовано в выводе советских войск, пыталось всячески тормозило его, просило оставить небольшую группировку 10-15 тысяч военнослужащих для охраны главной магистрали и правительственных объектов. Однако вывод войск был осуществлен в сроки, согласованные с ООН, в полном объеме.
       Перед выводом ОКСВА в Афганистане были созданы значительные арсеналы вооружения, запасы боеприпасов и военного имущества. Советское руководство закрывало глаза на чрезмерно раздутые, ничем не обоснованные заявки афганских силовиков, восполняло потери техники и расход боеприпасов. Все это дало возможность продержаться режиму Наджибуллы около 3-х лет в войне с противником в отсутствии советских войск.
      После развала СССР с января 1992 года руководство РФ отказалось от поддержки союзника, прекратило поставки техники, вооружения, а главное, по требованию моджахедов – топлива для авиации, самолетов и вертолетов, а также для танковых и механизированных войск. Сразу после этого афганские правительственные СМИ развернули антисоветскую кампанию. В январе 1992 г. в связи с 5-й годовщиной политики национального примирения Президент РА Наджибулла заявил, что ввод советских войск не отвечал национальным интересам страны, стал основной причиной народного восстания в Афганистане, и привел к трагедии. Он провозгласил день 15 февраля окончания вывода советских войск, которые называл оккупационными, Днем национального спасения Афганистана.     
      Подводя итоги афганской войны, командарм Громов Б. В. говорил, что ввод наших войск в Афганистан — политиче¬ская ошибка, и это подтвердило время. Помогать Афгани¬стану было необходимо, но не войсками, не прямым уча¬стием в военных действиях.
    «До сих пор иногда слышу, что Советский Союз потер¬пел военное поражение в Афганистане. Полная ерунда! Перед 40-й армией не ставили цель кого-то победить, она находилась там, чтобы содействовать решению политиче¬ских задач. Мы делали все возможное для поддержки су-ществующей власти, и делали это весьма эффективно. Жаль, что правящая в Афганистане элита не смогла пол¬ноценно использовать и закрепить то, что дали ей совет¬ские войска. Не будь руководители страны ослаблены нескончаемой борьбой за власть, Афганистан еще в сере¬дине восьмидесятых годов мог бы стать развивающимся демократическим государством.
     Если бы советским войскам была поставлена задача: победить, я ни на минуту не сомневаюсь в том, что такая задача была бы выполнена. Конечно, это стоило бы еще большей крови. Слава богу, что такую задачу никто не додумался поставить», – заключил Б. В. Громов.
     Президент Афганистана Хамид Карзай в октябре 2013 г. заявил: «Операция НАТО не принесла результатов». Он обрушился с критикой на НАТО, обвинив командование Североатлантического альянса в том, что за 10 лет военной операции Западу так и не удалось обеспечить его стране стабильность.
    «С точки зрения безопасности вся операция НАТО обернулась для Афганистана огромными страданиями, потерей многих жизней и не принесла никаких результатов, поскольку страна по-прежнему не является безопасной. Руководство НАТО совершило ошибку, сконцентрировав свои усилия по поиску боевиков в афганских деревнях и не уделяя внимания убежищам талибов в Пакистане.
     Я вынужден констатировать, что безопасность в стране довольно ограниченна. А это не то, что нам нужно. Нам была нужна абсолютная безопасность и четко обозначенная война с террором», – сказал Карзай.  
    Глава НАТО выразил несогласие с критикой Хамидом Карзаем результатов миссии МССБ. 11 октября 2013 г. глава НАТО Андерс Фог Расмуссен выразил резкое несогласие с заявлением президента Афганистана Хамида Карзая о том, что, по мнению последнего, силы коалиции не справились со своей задачей в республике.
     В ходе ежемесячной пресс-конференции в Брюсселе Расмуссен заявил, что нельзя отрицать прогресса, достигнутого в стране благодаря усилиям и жертвам США и других стран-союзников, особо отметил значимость роли МССБ в деле формирования афганских служб охраны правопорядка и защиты стран НАТО от терроризма.
     «Афганистан проделал долгий путь за прошедшее десятилетие, – подчеркнул Расмуссен. – Изменения были ощутимы, и наш вклад в жизнях и ресурсах был беспрецедентным. Никто не может это отрицать, и к этим усилиям следует относиться с уважением».
afgan20150209_8.jpg

     10. Ветераны афганской войны неоднократно с частными поездками бывали в Афганистане и беседовали с местными жителями. Их откровенные сравнения личных качеств военнослужащих – далеко не в пользу военных из НАТО.
 Источник: Аблазов В. И., Аблазов И. В., Аблазов К. В.   Афганская  арена. Война ХХІ века.  – Киев: МИЦ «Мединформ»,  2015. – 550 с.: илл.60.
Валерий АБЛАЗОВ.
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2017, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.


Украинская Баннерная Сеть
Защитники родины - Сайт о русских солдатах. Rambler's Top100 Rambler's Top100 Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash,
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов