" /> Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів) - Сергей Червонопиский: 20 лет доказываем, кто мы - герои или агрессоры Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
 
 
 
    
 
Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
Фестивалі
Майбутнє України
 


Погода
Погода!


40982400 Відвідувачів
Урядовий портал
Орденские планки – ветеранам
Укрінформ
Міністерство оборони
Боевое Братство
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Сергей Червонопиский: 20 лет доказываем, кто мы - герои или агрессоры Надрукувати Надіслати електронною поштою
       Завтра, 15 февраля, исполняется 19 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. В этот день поминают погибших и поздравляют тех, кому удалось выжить. Глава союза ветеранов Афганистана Сергей Червонопиский в интервью «24» рассказывает о пересмотре истории, контрактной армии и роли сегодняшних украинских миротворцев
   Сергей Червонопиский:
   Клубы ветеранов фактически начали появляться более 20 лет назад, еще в последние годы войны. Зарождались они на волне позитива: люди выжили, вернулись домой, были счастливы увидеть вчерашних товарищей, искали сослуживцев. Но очень быстро первая волна эйфории прошла - афганцам нужно было вживаться в жизнь. Учеба, жилье, рождение детей, лечение, иногда очень сложное, приобретение колясок, протезов... Сегодня наша главная цель -поддерживать ветеранов, не давать им скатываться, спиваться. После войны погибло намного больше, чем во время самих боевых действий. Бороться с посттравматическим синдромом для многих оказалось сложнее, чем воевать.
   Этим наверное не сами ветераны должны заниматься, а врачи, психологи...
   Должны. Но таких специалистов почти нет. В одном только штате Техас - 64 центра реабилитации, где ветераны получают не только медицинскую помощь, но и необходимые психологические консультации. У американцев вообще большой опыт -они все еще ветеранов Вьетнама приводят в чувство, а тут уже новое поколение -после Афганистана, Ирака. В Украине же такое место сейчас одно - госпиталь «Лесная Поляна» в Пуще-Водице.
   Чем афганский синдром отличается от других?
   20 лет нам приходится доказывать что-то окружающим. В 80-х запрещалось какое-либо упоминание о войне в Афганистане, даже на могиле воина мы не имели права написать, где и как он погиб. Потом - наоборот - называли героями. С приходом демократической власти - пошел другой перегиб. Мы резко стали захватчиками, агрессорами.
   А сами себя кем считаете?
  Солдатами. Мы давали присягу и выполнили ее, выполнили приказ. Если солдат будет думать, а не преступен ли отданный ему приказ, - это катастрофа. Знаете, зачем мы строим все эти памятники в каждом городе Украины, зачем постоянно напоминаем о себе? Чтобы напомнить власти об ответственности. За приказ. И за тех, кто этот приказ будет выполнять.
  Даже спустя столько лет - не пересматриваете свою роль?
  Нам стыдиться нечего. Сейчас жители Афганистана с уважением вспоминают советские войска. Говорят, мол, вы воевали честно: автомат на автомат. А американцы - только бомбы сбрасывают. И от этого «высокоточного оружия» гибнут мирные жители.
  Это вам сами афганцы говорили?
  Да, я был в Афганистане вновь, и прием был очень теплым.
  И каково вернуться туда 2О лет спустя?
  Мы же не туристы, которые в путешествие отправились за впечатлениями. Возвращаемся не из любопытства, а потому, что продолжаем искать тех, кто во время войны попал в плен. Перед всеми пленными был поставлен выбор: принять ислам или умереть. Многие погибли, но тех, кто остался, мы продолжаем искать и находим. У некоторых там уже новая жизнь сложилась, они ассимилировались, нашли работу, у них новые друзья, семьи и нет смысла возвращаться, точнее, приезжать в новую страну.
  Но есть те, кто возвращается?
  Мы нашли человека, который ушел на войну мальчишкой-новобранцем, попал в плен, прожил в Афганистане более 15 лет, а недавно мы с большими сложностями помогли ему вернуться в Украину.
  У него мама, совсем уже пожилая женщина, встречала его на взлетной полосе, перед сыном , которого уже и не ждала, на колени упала. Но больше находим мертвых, чем живых, и эта работа чрезвычайно важна. Тысячи людей числятся пропавшими без вести или погибшими, но с пометкой «тело не найдено». И родственники много лет продолжают надеяться - а вдруг? Если мать получила из Афганистана пустой гроб, то ей необходимо найти сына живого или мертвого, чтобы перезахоронить и успокоиться.
  Серьезное напоминание тем, кто сегодня едет в горячие точки.
Не все параллели между ветеранами Афгана и, например, Ирака корректны. Есть существенная разница - мы шли туда, потому что родина позвала. А сегодня ребята сами рвутся в горячие точки деньги зарабатывать. И психологически это совершенно другое. Мы не давали взятки, чтобы попасть в Афганистан. Когда американцы начинали войну в Афганистане, - приезжали в Киев и Москву, встречались с ветеранами, советовались. Я и другие, прошедшие Афган, сразу им сказали-не соваться туда. И своим постоянно говорим то же самое.
  То есть правда, что самые ярые пацифисты - это бывшие военные?
  Да, где-то так. Но за армию ужасно обидно. И переход на контрактную основу нам пока что не нужен. Элементы обязательного призыва должны остаться. Чтобы при необходимости украинские мужчины хотя бы знали с какого конца браться за автомат. Если сейчас призыв отменят - вообще никого не будет в частях. Ни нынешних военных, ни ветеранов. Главной проблемой было и остается жилье. Запускали государственную программу жилья для ветеранов, но эффект от нее мизерный. Тяжело бороться с жуликами. Как минимум 600 млн. грн ушло не по назначению. Спонсоров у нас как таковых нет. Один ветеран может организовать машину яблок и другому отвезти. Вот такое «самоспонсирование». Мы сейчас не в моде. Никак не можем доказать, что мы не верблюды, и что помощь нам нужна.
  Реальная, а не жалкие пособия и льготы. Не люблю я слово «льготы». Это в Советском Союзе у партийной элиты были льготы. А то, что положено ветеранам, инвалидам, -это честная компенсация.
Александра Бурд,
Газета «24»


СПРАВКА Газета «24»
Сергей Васильевич Червонопиский родился 6 июля 1957 г. в г. Черкассы. Окончил Рязанское высшее воздушнодесантное училище, участвовал в боевых действиях в Афганистане, был первым комендантом Кабульского аэропорта. В1982 г. получил ранение, потерял обе ноги.
Однако тот, кто не знает эту историю, вряд ли догадается, что перед ним инвалид I группы. После возвращения с войны Червонопиский женился, вырастил сына и дочь, все эти годы ведет активную общественную работу, возглавляет Союз ветеранов Афганистана. Сейчас это одна из двух (кроме союза ветеранов ВОВ - «24») наиболее структурированных общественных организаций в стране.
 
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.