Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
 


Погода
Погода!


21507013 Відвідувачів
Урядовий портал
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Боевое Братство
Укрінформ
Міністерство оборони
Орденские планки – ветеранам
Наша история Надрукувати Надіслати електронною поштою
211218_01.jpgПервые потери. Как это было
Одними из первых 25 декабря 1979 года в Афганистане стали десантники 103-й Гвардейской Витебской воздушно-десантной дивизии. Очевидцем тех событий был лейтенант Сергей Червонопиский.
О первых потерях первого дня Афганской войны – наш рассказ.

25 декабря 1979 года в 19.33 недалеко от Кабула потерпел катастрофу самолет Ил-76М бортовой номер 86036 128-го Гвардейского военно-транспортного авиационного полка (Паневежис).
Экипаж капитана В. Головчина летел из аэропорта Восточньй. В составе тройки Ил-76М при построении захода на посадку в аэропорту Кабула самолет столкнулся с горой. "Черный ящик" найти не удалось, поскольку самолет упал вьсоко в горах в труднодоступном месте. Вернее, кабина с экипажем оказалась по ту сторону хребта, куда еще как-то можно было добраться, и останки летчиков с большим трудом, но достали. А салон, где находились 34 десантника и техника, упал в недоступное ущелье, и только в сентябре 2006 года их удалось найти.
Сразу после падения самолета военные пытались добраться до места катастрофы. О том, как это было сложно, рассказывают сохранившиеся записи о проведении поисково-спасательных работ:
"25.12.1979. При выполнении посадочного маневра потерпел катастрофу самолет Ил-76 с экипажем, десантниками и техникой на борту. Он врезался в одну из вершин, окружающих аэродром Кабула. В результате погибли 7 человек экипажа и 34 десантника.
27.12.1979. Утром генерал-майор Егоров А. А. вылетел на вертолете Ми-8 в предполагаемый район катастрофы, но точного места падения из-за сильного снегопада не нашли.
28.12.1979. Руководитель оперативной группы военно-транспортной авиации вызвал группу альпинистов ЦСКА, которые проходили тренировочные сборы на Тянь-Шане. Для них это было полной неожиданностью, и они очень сожалели, что с ними нет обеспечивающего их вертолета, экипаж которого натренирован для посадок и спасательных работ в горах. Все альпинисты в ярких пуховиках заметно выделяются среди серо-зеленой массы войск.
30.12.1979. На горе высажено 8 альпинистов, 2 авиационных инженера и 5 десантников. Есть договоренность с госпиталем о перевозке тел погибших в авиационной катастрофе в морг.
В 16.00 вертолет Ми-8 обнаружил гребень горы в месте удара Ил-76, одна часть самолета – на одной стороне, другая — с другой стороны гребня, наиболее интересующие части находятся с противоположной стороны того склона, на котором установлена палатка альпинистов.
01.01.1980. В 10.30 альпинистьі нашли кабину Ил-76 с останками тела Шишова — помощника командира корабля..."
Дальнейшие поиски результатов не дали. Спасательные работы были остановлены 4 января 1980 года. Осенью 2005 года ассоциация "Вымпел-Союз" получила информацию об обнаружении места падения самолета. Поступила она от одного из афганцев, с которым советская разведка сотрудничала во время войны. Его люди побывали на месте катастрофы и сделали фотографии. Изучив снимки, эксперты поняли, что найден тот самый Ил-76. На борту у него находилось 17 полевых кухонь, которые перебрасывались в Кабул. У полевых кухонь особенные колеса — тонкие, со сплошной резиной. На снимках хорошо видны именно такие колеса. Фотографии и фрагменты самолета и оборудования были переданы в Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав государств – членов СНГ. Поисковики комитета вместе с тольяттинской ассоциацией ветеранов Афганистана стали готовиться к экспедиции на место падения самолета.
Собрали деньги и отправились в Афганистан. Экспедиция состояла из четырех человек: старший группы Михаил Желтаков от Комитета по делам воинов-интернационалистов и трое тольяттинцев, бывших десантников, воевавших в Афганистане: Валерий Новиков, Александр Котов и Сергей Алещенков.
Первый заход оказался неудачным. Самолет упал в 60 км от Кабула, но чтобы добраться до ближайшего к месту падения населенного пункта, пришлось ехать в объезд 250 км по опасным горным дорогам.
Долго петляли вокруг заветной точки, пока не убедились, что на машине к месту катастрофы не подобраться. Нет дороги, только ослиная тропка через хребет Нафидунья. Пешком — минимум полтора дня.
Вторая попытка была предпринята пятого сентября 2005 года. В Кабуле экспедиция наняла вертолет Ми-8-МТ у частной фирмы. Договорились, что оплата будет идти, пока крутится винт.
Взлетели, набрали высоту. Горы — под пять тысяч метров, обломки самолета лежат на высоте 4269 метров. Двадцать минут летели, еще двадцать минут искали место. Не нашли. Сели в лощину возле кишлака Сурхи-Парса. Летчик не стал выключать винты, сказал: "Сейчас подойдут люди с оружием, будем говорить".
Два афганца с автоматами действительно появились мгновенно. Подробно объяснили, где нужное место. Вертолет набрал высоту 4700 метров, и через десять минут взорам поисковиков открылась картина, от которой сжалось сердце. Воронка, образовавшаяся на месте падения, — огромная яма, заполненная водой. Вокруг разбросано ржавое железо. "Если сядем, — сказал пилот, — не взлетим, тяги не хватит". Сбросили с вертолета памятный знак, сделали круг памяти и спустились вниз. Сели у кишлака Сейл-Задех. Взяли снаряжение и пошли карабкаться на хребет, за которым лежал погибший самолет. Решили подняться на высоту и установить второй памятный знак.
Пока приклеивали его к камням, внизу у вертолета собралось человек двести местных жителей, многие с оружием. В вертолет уже забрались их руководители. Все были напряжены. Не понимали, что у них делают нежданные гости.
Ситуация складывалась крайне неприятная. Одно неверное движение – и дело кончится плачевно. Возьмут в плен, в заложники, спрячут так, что никто и не найдет никогда. И ничего не сделаешь — их вон сколько... "И тут до меня дошло, что они не носят бороды! — рассказывал Желтаков. — Исмаилиты! А я несколькими днями раньше встречался с лидером исмаилитов Саид-Мансуром Надери. Говорил, что мы отправляемся на поиски самолета в провинцию Бамиан, и он сказал: "Если что, ссылайтесь на меня". И дал свою визитку". Визитка немедленно была продемонстрирована, и настроение сразу изменилось. А когда гости объяснили цель своего визита, отношения превратились в почти дружеские. Местные жители пообещали не срывать памятный знак и показать потом недалеко еще одно место, где в войну упал другой советский самолет. В тех горах много наших самолетов разбилось. Гиблое место...
Место падения Ил-76 найдено. Место, где погибли 34 десантника, где лежат их останки. Чтоб их родные получали пенсии, они были признаны погибшими и похороненными, хотя на самом деле их правильно было назвать пропавшими без вести. Ведь их тела так и не смогли достать...
Поисками занималась не государственная структура, а общественная организация. Но собрать останки, перевезти, сделать анализы, идентифицировать и передать родственникам общественная организация не в состоянии. На это у нее нет ни прав, ни денег. Такими вещами обычно занимается государство. Например, в Минобороны США есть специальное управление по делам погибших и пропавших без вести. Его руководитель имеет высокий ранг, он заместитель министра обороны. Кропотливые поиски ведутся до тех пор, пока останки не будут найдены. Десять лет, двадцать, тридцать, сорок...
Много лет назад из Афганистана ушла Советская армия. В афганской земле остались лежать наши парни, которых невозможно было найти и забрать с собой. Но это не значит, что они обречены остаться там навечно. Военнослужащий отдал жизнь, исполняя свой долг перед государством. Государство обязано исполнить свой долг — похоронить его на Родине.
Владимир  САВИЦКИЙ.
 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.


Украинская Баннерная Сеть
Защитники родины - Сайт о русских солдатах. Rambler's Top100 Rambler's Top100 Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash,
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов