Головна
Новини
Про організацію
Голова УСВА
Публікації
Електронні книги УСВА
Акції
Документи
Нормативні документи
Ветеранські закони
Фотогалерея
Зв`язок
Музей
Реабілітація
Питайте-відповідаємо
Локальні війни
Анонси
Книга вдячності
Організації УСВА
Сайти ветеранів
 


Погода
Погода!


24129581 Відвідувачів
Міністерство оборони
Орденские планки – ветеранам
Укрінформ
Боевое Братство
Урядовий портал
Президент України Офіційне інтернет-представництво
Войска дяди Васи Надрукувати Надіслати електронною поштою
ImageВсе начиналось 26 июля 1930 года. В тот день под руководством Л. Минова в Воронеже были совершены первые тренировочные прыжки.
Немногим ранее, в 1928 году Леонид Григорьевич Минов сделал доклад на совещании руководящего состава ВВС об итогах работы по «слепым» полетам в Борисоглебской школе военных летчиков. После совещания Леонида Григорьевича подозвал начальник ВВС Петр Ионович Баранов и спросил: «В своем докладе Вы говорили, что в слепую летать надо непременно с парашютом. Леонид Григорьевич, как по-вашему, нужны парашюты в военной авиации?» Вспомнив вынужденный прыжок с парашютом летчика-испытателя М. Громова, Леонид Григорьевич ответил утвердительно.  После этого была командировка в Америку и знакомство с авиационной спасательной службой ВВС США. После доклада Баранову по возращении из США появилось «Парашютное дело». Предстояла большая работа по внедрению парашютов в авиации. Было решено провести в Воронеже занятия с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами с организацией практических прыжков. 26 июля 1930 года участники сборов ВВС Московского ВО собрались на аэродроме в Воронеже.
Первым должен был прыгать Л. Г. Минов, ведь в данный момент он был единственным, кто уже получил парашютное крещение: целых три прыжка! И занятое призовое место на соревнованиях сильнейших парашютистов США казалось присутствующим недосягаемым.
Л. Минов приземлился легко и тут же получил от откуда-то взявшейся девушки букет полевых ромашек! Следующим совершил прыжок Мошковский. Ликование было всеобщим. Представьте: первый прыжок! Сам летчик рассчитывал время, самому ему пришлось и парашют раскрыть, ведь никаких приборов не было, даже вытяжной веревки. Многие летчики, видя это, изъявили желание прыгнуть.
В тот день совершили прыжки: командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Повалеев и И. Мухин. А через три дня в рядах парашютистов насчитывалось 30 человек.
После доклада о ходе занятий, П. Баранов спросил: «А можно ли за два-три дня подготовить десять-пятнадцать человек для группового прыжка?» А получив утвердительный ответ Минеева, он продолжил свою мысль, что было бы очень хорошо, если оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника». Надо ли говорить, что оригинальное и интересное задание было принято к исполнению с огромным энтузиазмом.
Высадку десанта решено было произвести с самолета «Фарман-Голиаф». В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в бригаде ТБ-1 заключалось в том, что человеку не требовалось перед прыжком вылезать на крыло -парашютисты прыгали через дверь. Для участия в десанте выбрали 10 человек, уже совершивших тренировочные прыжки. Кроме
тренировочные прыжки, кроме высадки бойцов в план десантной операции включили сброс с самолетов на специальных грузовых парашютах оружие и боеприпасов. Для этой цели использовали два летных почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции К. Благина.
Десантная группа была разделена на два отряда (в кабине помещалось не более семи парашютистов).
Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Каждый десантник знал свое место в самолете и задачу на земле. Снаряжение каждого, состоящее из основного и запасного парашютов, было уложено и подогнано по фигуре бойца, оружие и боеприпасы упакованы в подвесные мешки и короба грузовых парашютов.
2 августа 1930 года ровно в 9 часов с аэродрома базирования поднялся самолет. Сделав круг, самолет повернул к месту выброса десанта, расположенному примерно в двух километрах от аэродрома. Площадка приземления - это свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров. Одну из построек выбрали в качестве ориентира для сбора и исходного пункта для начала действий в тылу «противника».
Первая группа приземлилась почти в центре площадки. Бойцы быстро собрали парашюты и собрались возле старшего группы. Тем временем над головами прошло звено Р-1 и сбросило шесть парашютов с оружием. Все бросились распаковывать оружие и боеприпасы. И вот уже в небе «Фарман» со второй группой. Как и было запланировано, группа Мошковского покинула самолет на высоте 500 метров. После приземления потребовалось несколько минут, и 12 десантников, вооруженные двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами и гранатами, были в полной боевой готовности.
Так был выброшен первый воздушный десант.
Проведенный эксперимент привлек большое внимание широкого круга военных специалистов. Поэтому в сентябре 1930 года по указанию командующего войсками Московского ВО А. И. Корна в ходе маневров был применен второй воздушный десант.
На этот раз было решено применить десант в более сложной обстановке. После приземления десантники должны были напасть на штаб стрелковой дивизии, захватить боевые документы, после чего перейти условную линию фронта. 15 десантников под руководством Я. Д. Мошковского с честью выполнили поставленную задачу. В последующем подобные высадки десантов проводились и в других военных округах.
Нападение Германии на Советский Союз застало ВДВ на стадии переформирования бригад в корпуса. Первый тактический десант был осуществлен на двадцать третий день войны. 13 июля северо-восточнее Могилева в районе деревни Горки авиа разведкой было обнаружено около 300 немецких танков, оставшихся без горючего. Главнокомандующий западным направлением маршал С. К. Тимошенко приказал срочно выбросить туда парашютный десант для уничтожения вражеской БТ. По различным причинам вылет задержали до рассвета 14 июля. Самолеты взлетели, когда уже рассвело. На подходе к цели самолеты были встречены плотным защитным огнем. Значительные потери парашютисты понесли еще в воздухе, однако приземлились и вступили в бой.
22 августа 1941 года в районе Ярцево была высажена парашютно-десантная рота под командованием старшего лейтенанта П. В. Терещенко. Перед десантниками стояла задача взорвать два моста через реку Хмость, чтобы на какое-то время задержать врага. Задача была выполнена: оба моста взлетели на воздух.
В период обороны Одессы был проведен, пожалуй. Один из наиболее примечательных и результативных воздушных десантов 1941 года. В октябре 1942 года десантниками была проведена дерзкая операция по нападению на вражеский аэродром под Майкопом, где базировалась значительная часть немецкой авиации. Командовал диверсионным отрядом капитан М .Орлов.
В1942-1943 годах десантники провели ряд успешных диверсионных акций втылу противника.
Тем не менее, в годы Великой Отечественной Войны советские воздушно-десантные войска превратились в обыкновенную, хорошую пехоту. На фронтах десантные части использовались перед пехотой, без учета особой тактики действий этого рода войск. Летом 1942 года воздушно-десантные корпуса были переформированы в гвардейские стрелковые дивизии, личный состав которых отличался высокой степенью боевой выучки и отвагой. Как вспоминал командующий войсками 62-й армии Сталинградского фронта генерал - лейтенант В.И. Чуйков о гвардейских частях, сформированных из десантников: «Не могу не сказать несколько слов о прибывших гвардейцах 37-й дивизии В. Г. Жолудева. Это - действительно гвардия. Люди все молодые, рослые, здоровые, многие из них были одеты в форму десантников, с кинжалами и финками на поясах. Дрались они гвардейски, геройски. При ударе штыком перебрасывали гитлеровцев через себя, как мешки с соломой. Штурмовали группами. Ворвавшись в дома и подвалы, они пускали в ход кинжалы и финки. Отступления они не знали, в окружении дрались до последних сил».
Высокую боеспособность десантных частей признавал и противник. В жестоких сражениях десантные соединения, получившие наименования гвардейских, приобрели огромный опыт ведения боевых действий в самых сложных условия. 196 солдат и офицеров воздушно-десантных войск получили звания Героя Советского Союза. Только в середине 1946 года в Вооруженных силах началась активная работа по развитию соединений ВДВ в соответствии с их боевыми предназначениями.
В июле 1946 года согласно постановлению Совета Министров и Приказа министра Вооруженных сил Советского Союза воздушно-десантные войска были выведены из состава ВВС и включены в состав войск резерва Верховного Главнокомандования с подчинением министру ВС. Кроме того, учреждалась должность командующего ВДВ ВС СССР и определились его обязанности. В начале сентября 1946 года закончилось переформирование ВДВ: 5 воздушно-десантных корпусов, 10 воздушно-десантных дивизий, части спецназначения и 5 авиатранспортных соединений; подготовка кадров велась в трех военных училищах и на Высших офицерских курсах ВДВ. В1948 году состав ВДВ пополнился пятью парашютными и двумя авиатранспортными дивизиями. Все соединения были объединены в Воздушно-десантную армию. Однако в апреле 1953 года ВДА была упразднена, а все воздушно-десантные дивизии (за исключением двух) переведены на штаты трехполкового состава. И значительные организационные изменения в структуре ВДВ продолжались до 1959 года.
После принятия на вооружение Советской Армией ядерного оружия перед Воздушно-десантными войсками встали принципиально новые задачи, связанные с результатом ядерного удара и привлечением ВДВ для борьбы со средствами атомного нападения противника. Параллельно с реорганизацией шло интенсивное перевооружение войск, отрабатывались тактические приемы и способы. Появление в конце 50-х годов военно-транспортных самолетов АН-8 и АН-12, обладавших грузоподъемностью до 10 тонн и значительной дальностью полета, повлекло за собой отказ от пассивной обороны десантом захваченных районов и переход к активным действиям.
В 1949 году КБ под руководством Н. А. Астарова была разработана АСУ-76, однако в серийное производство она не пошла, поскольку получилась довольно тяжелой. В 1951 году КБ создало легкую самоходку АСУ-57, чуть позже - СУ -85. С появлением военно-транспортного самолета АН-22 «Антей» в конце 60 годов была создана БМД-1, одна из лучших боевых машин десанта, позволившая значительно повысить огневую мощь и маневренность войск.
Первым боевым послевоенным испытанием для соединения ВДВ послужило участие в венгерских событиях 1956 года. Для выполнения задач привлекались части 7-й воздушно-десантной дивизии (80 и 108 пдп) и 31-й воздушно-десантной дивизии (114 и 381ПДП).
Из исходного района 31-й воздушно—десантная дивизия была посадочным способом десантирована на аэродром г. Веспрем, где в дальнейшем участвовала в захвате, блокировании, разоружении местных воинских гарнизонов, уничтожении защитных батарей, захвате складов боеприпасов и других объектов. 108-й пдп посадочным способом десантировался на аэродром Текель, на станции Берегово, и совершив 400- километровый марш, сосредоточился на окраине Будапешта. С 4 ноября совместно со 108 ПДП участвовал в боевых действиях по освобождению Будапешта от мятежников. К 7 ноября кварталы Будапешта были очищены от мятежников. Все задачи были выполнены.
30 июня 1967 года командующий ВДВ генерал - полковник В. Ф. Маргелов рассмотрел рисунки, выполненные художником А. Б. Жуковым, новой униформы для десантников, в том числе и два берета. При повседневном ношении предполагалось ношение берета защитного цвета с красной звездой. Однако этот берет так и остался на бумаге. На рисунке десантника в малиновом берете В. Ф. Маргелов поставил резолюцию: «Оставить для парадов в Москве». С правой стороны берета располагался голубой треугольный флажок с эмблемой ВДВ, а спереди - звезда в обрамлении колосьев. У офицеров на берете носилась кокарда с эмблемой 1955 года и летная эмблема (звезда с крыльями). В таких беретах и новой форме десантные подразделения прошли по Красной Площади на военном параде 7 ноября 1967 года. В 1968 году малиновые береты заменили на голубые. 26 июля 1969 года Приказом МО СССР № 191 были введены очередные правила ношения военной формы одежды. В них впервые «официально» появился берет голубого цвета.
В августе 1968 года десантники выполняли задачи по стабилизации политической обстановки в Чехословакии, когда возникла угроза отхода чехословацкого руководства от коммунистической ориентации и реального выхода ее из Варшавского Договора. Руководил операцией по вводу войск генерал армии И. Г. Павловский.
Сперва десантники захватили аэродром Рузине (под Прагой), на который с интервалом в 1,5 минут стали приземлятся борты с десантом. Через два часа десантниками были захвачены все ключевые объекты Праги. Эту операцию можно с полной уверенностью назвать «молниеносной».
В начале 70-х годов Воздушно-Десантные Войска стали действительной элитой Вооруженных Сил Советского Союза. В1979 году части ВДВ в качестве передового отряда ограниченного контингента Советских войск входили в Афганистан, чтобы остаться там на долгие годы. За эти годы ВДВ показали себя достойными приемниками славы своих отцов и дедов. Войска получили бесценный опыт ведения боевых действий в горах, пустыне, «зеленке», городе и кишлаке, общение с местным населением. Об этой войне уже написано много, сняты художественные и документальные фильмы. Около 15 тысяч наших воинов сложили свои головы в «горах Афгани». И пусть политики спорят о том, праведная это была война или нет, но армия выполнила свой долг сполна, и история это доказывает!
В апреле 1989 года накалилась обстановка в Тбилиси. В ночь с 7 на 8 апреля 328-й ПДП 104-й воздушно-десантной дивизии был поднят по тревоге и, совершив марш, вошел в Тбилиси. Десантники проявили очень высокий уровень сплоченности, особенно в экстремальных ситуациях. С 12 по 19 января 1990 года на аэродроме по Баку приземлились части 106-й и 76-й воздушно-десантных дивизий, 56-я Воздушно-десантная бригада и 217 ПДП, а в Ереване - 98 -я воздушно-десантная дивизия. Вот так Воздушно-Десантные Войска встали живым щитом между беснующимися толпами в огне межнациональных конфликтов.
Обученность и боеспособность десантников потребовались России и на более высоком уровне - в миротворческой миссии ООН. «Русбат-1» находился в Сербской Крайне, на границе Сербии и Хорватии. «Русбат-2» - в Боснии, в районе Сараево. По оценке ООН, «Голубые Береты» России -пример выучки, дисциплины и надёжности.
Черной страницей вписаны в историю ВДВ события в Чечне в 1994-1995 годах. 120 солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров погибли, до конца выполнив свой воинский долг. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по наведению конституционного порядка на территории Чечни, многие гвардейцы-десантники награждены орденами и медалями, а десять офицеров удостоены высокого звания Героя Российской Федерации. Двоим из них -командиру разведывательной роты гвардии капитану Юрию Никитичу и командиру батальона гвардии подполковнику Сергею Пятницких это высокое звание присвоено посмертно
С 18 августа 1999 года личный состав соединения принимал участие в ликвидации незаконных вооруженных бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в составе полковой тактической группировки. За этот период времени воинам-десантникам соединения пришлось принять участие во многих боевых операциях, в том числе по освобождению населенных пунктов Карамахи, Гудермес, Аргун, по блокированию Веденского ущелья. В большинстве операций личный состав получил высокую оценку Объединенного командования группировки войск на Северном Кавказе, проявляя при этом мужество и героизм.
Беспримерный массовый героизм в боях с бандформированиями Басаева и Хаттаба проявил личный состав 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка. Ценой своей жизни десантники не допустили прорыва из Аргунского ущелья более 2,5 тысяч боевиков. За этот подвиг 22 гвардейца (из них 21 посмертно) были удостоены высокого звания Героя России, 63 награждены орденом Мужества (посмертно).
Память о них навсегда останется в наших сердцах.
Для выполнения поставленных задач ВДВ оснащаются боевыми машинами, самоходными артиллерийскими, противотанковыми и зенитными средствами, а также средствами управления и связи. Имеющаяся парашютно-десантная техника позволяет выбрасывать десанты и грузы в любых условиях погоды и местности, днем и ночью с различных высот. До распада СССР в боевом составе ВДВ насчитывалось 7 воздушно-десантных дивизий.
Сегодня воздушно-десантные войска составляют резерв Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России. В их составе четыре воздушно-десантные дивизии, одна воздушно-десантная бригада, учебный центр ВДВ, части боевого обеспечения и Рязанский институт воздушно-десантных войск.
На базе передовых соединений организуются сборы руководящего состава. В ходе них проводятся показные полковые учения с десантированием, форсированием водной преграды, совершением марша на 150 километров на новых машинах БМД-3 и боевой стрельбой.
Кстати, о БМД-3. Это абсолютно новая техника. Она отличается от своих предшественниц и по внешнему виду, и по весу, и по энерговооруженности. У машины мощная 30-миллиметровая пушка. БМД-3 более вместительна, она предназначена для десантирования с современных транспортных самолетов, как с парашютом, так и с помощью парашютно-реактивных систем.
Коренные изменения военно-политической обстановки в мире, происшедшие в последние годы, повлекли за собой принципиальный пересмотр и уточнение взглядов на обеспечение военной безопасности государства, формы, способы и средства её достижения. Реально оценивая положение России, размеры её территории, протяжённость границ, нынешнее состояние Вооружённых Сил, следует исходить из необходимости иметь развёрнутые группировки войск, которые гарантированно обеспечивали бы безопасность России на всех стратегических направлениях.
Воздушно-Десантные войска представляют собой ту основу, на базе которой можно развернуть в будущем универсальные мобильные силы. Верховный Главнокомандующий в ряде документов и поручений потребовал от Правительства и Министерства обороны при разработке планов военной реформы предусмотреть развитие ВДВ. В частности, обеспечить их укомплектованность личным составом, вооружением и техникой, готовность к немедленным действиям, не допустить утраты ведущих позиций России в разработке вооружения и военной техники для ВДВ. Верховный Главнокомандующий подтвердил, что ВДВ является его резервом, основой сил по проведению миротворческих операций.
Сейчас «Голубые Береты» составляют боевую основу настоящей и будущей армии России. ВДВ входят в состав мобильных войск и всегда готовы к бою. История ВДВ продолжается.
Зайцев А. Ю.,
ветеран ВДВ России.

 
< Попередня   Наступна >

 

 
 
© 2005-2018, Українська Спілка ветеранів Афганістану (воїнів-інтернаціоналістів)
www.usva.org.ua
pressusva@ukr.net
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на usva.org.ua обязательна.
Редакция usva.org.ua может не разделять точку зрения авторов статей
и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.


Украинская Баннерная Сеть
Защитники родины - Сайт о русских солдатах. Rambler's Top100 Rambler's Top100 Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash,
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов